'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 120

Просмотры  57 просмотров

Круткина Е.И.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЕГЭ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ. Проанализировано понятие «психологическая готовность» и эффективность ее формирования у старшеклассников. Представлены результаты исследования сформированности основных компонентов ЕГЭ. Полученные результаты могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по повышению психологической готовности старшеклассников к сдаче экзамена ЕГЭ.   

Ключевые слова:
психологическая готовность, единый государственный экзамен, психологическое сопровождение   


Единый государственный экзамен – это особое тестирования для проверки знаний, умений и навыков обучающихся, полученных за годы обучения в школе.Для многих старшеклассников единый государственный экзамен становится трудной жизненной ситуацией, подготовка к которой на протяжении многих лет вызывает хронический стресс [2]. В связи с чем, вопрос о необходимости оказания психологической помощи старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ на сегодняшний день достаточно актуален.В нашем научной работе, мы рассматриваем психологическую готовность подростка к ЕГЭ. Не так много ученых занимались исследованием готовности школьников, именно к итоговой аттестации. К ним можно отнести М.Ю. Чибисова, А.Ю. Лихачева, А.В. Запорожец, И.В. Долгополова. М.Ю. Чибисова считает, что психологическая готовность – это «сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ» [6].По мнению А.В. Запорожца, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств – психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений [1]. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д. [4].Сформированность состояния психологической готовности помогает старшекласснику успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, навыки, умения, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при возникновении непреодолимых препятствий [6].Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день имеется недостаток психологических исследований, касающихся влияния на сдачу единого государственного экзамена индивидуальных особенностей школьников, представлено малое количество программ психологического сопровождения старшеклассников в процессе сдачи ЕГЭ [3].Эффективность формирования психологической готовности к единому государственному экзамену старшеклассника зависит от особенностей развития познавательных процессов [2].Эффективность формирования психологической готовности у старшеклассников может быть достигнута через различные методы и подходы:1) Психологическое консультирование и поддержка. Предоставление старшеклассникам возможности обращаться за помощью и поддержкой со стороны психолога или педагога. Это позволяет им развивать психологическую стойкость и готовность к решению проблем.2) Обучение навыкам саморегуляции. Помощь Обучающимся в развитии навыков управления своими эмоциями, стрессом, а также в умении принимать решения и решать конфликты.3) Развитие эмоционального интеллекта. Помощь старшеклассникам в понимании и управлении своими эмоциями, а также в развитии навыков эмпатии и социальной компетентности.4) Проведение тренингов и мастер-классов по развитию психологической готовности. Организация специальных занятий, направленных на развитие у старшеклассников навыков адаптации к изменениям, управления стрессом, повышения самооценки.5) Психологическое обучение и информирование. Предоставление старшеклассникам информации о психологических аспектах развития, возможных проблемах, способах и методах их решения [3].Таким образом, важно создание такой образовательной среды, которая способствует развитию психологической готовности учащихся, и обеспечение возможности для практического применения приобретенных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.С целью выявления уровня психологической готовности старшеклассников было проведено эмпирическое исследование в центре внешкольной работы «Поиск» г. о. Самара среди 29 старшеклассников в возрасте 15-16 лет.Для реализации эмпирического исследования использованы следующие методики: диагностика психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (М.Ю. Чибисова), методика «Определение доминирующего состояния» (Л.В. Куликов), методика «Определение личностной и ситуативной тревожности» по Ч.Д. Спилбергу-Ханина.По результатам диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов М.Ю. Чибисовой у 20 обучающихся (69%) фиксируется средний уровень психологической готовности, у 6 (20,7%) низкий уровень, и у 3 (10,3%) – высокий. Результаты диагностики по методике «Определение доминирующего состояния» ДС-8 следующие: у старшеклассников преобладают средние и низкие баллы по шкалам «активное/пассивное отношение», «бодрость/уныние», «тонус высокий/низкий», «спокойствие/тревога», «устойчивость эмоционального тона», «положительный образ себя». Наиболее высокие баллы фиксируются в шкалах «удовлетворенность жизнью» и «раскованность/напряженность».Методика «Определение личностной и ситуативной тревожности» по Ч.Д. Спилбергу-Ханина показала, что большинство старшеклассников (17 обучающихся), демонстрируют низкие показатели по шкале реактивной тревожности (58,6%), однако по шкале личностной тревожности у большинства старшеклассников – 22 обучающихся (75,9%) отмечается умеренная тревожность.Исходя из результатов диагностики следует, что эмоциональное состояние большинства старшеклассников нестабильно, у детей отмечается тревожность, снижение жизненного тонуса, понижена активность. Таким образом, требуется психологическое сопровождение старшеклассников, которое будет способствовать формированию психологической готовности к ЕГЭ.Выделяют следующие направления формирования психологической готовности школьников к единому государственному экзамену [5]: Психологическую диагностику, которая позволит выявить уровень психологической готовности старшеклассников. Психологическое консультирование, направленное на формирование у старшеклассников знаний о трудностях, которые возникают при подготовке к экзамену, активизацию личностных и социальных ресурсов, помогающих приобрести уверенность в возможности преодоления трудностей.Коррекционно-развивающую работу, проводимую со старшеклассниками, имеющими трудности в усвоении общеобразовательной программы и направленную на обучение их способам снятия эмоционального напряжения, повышение сопротивляемости стрессу.Психологическое просвещение, которое заключается в формировании у школьников, педагогов и родителей интереса к психологическим знаниям и готовности использовать их в собственном развитии. Психологическую профилактику, направленную на формирование уверенного поведения старшеклассников посредством их участия в социально-психологических тренингах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Круткина Е.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СДАЧЕ ЕГЭ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 721 - 726. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11938 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11938



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.