'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 116

Просмотры  98 просмотров

Илюхина Ю.В.

  


ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО САДА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены основные требования к моделированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении и раскрыты основные практические действия педагогов для преобразования существующей среды в соответствии с требованиями действующего нормативного документа.   

Ключевые слова:
развивающая предметно-пространственная среда, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, трансформируемость, насыщенность, вариативность, доступность, полифункциональность, безопасность   


П. 3.3.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) говорит о том, что развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Однако, что это обозначает на практике, педагоги дошкольных образовательных организаций зачастую не до конца понимают. Попытаемся разобраться в этом и сформулируем основные действия педагога для реализации принципов построения РППС.НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ. Читаем в документе:1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.Делаем на практике:1. Читаем основную образовательную программу дошкольного образования своего сада (ОП ДО). Там должен быть приведен полный перечень наполнения центров в группе и на участках. Этот перечень обычно составляется на основе рекомендаций конкретных примерных образовательных программ, типа «Вдохновение», «От рождения до школы» и пр. В случае, если ОП ДО написана недостаточно качественно и вместо списка конкретных материалов наполнена общими фразами и формулировками, всегда можно обратиться к помощнику – рекомендациям по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования. Однако, необходимо помнить, что в данном документе приведен избыточный перечень материалов и окончательный вариант наполнения педагог или детский сад вправе определить сам, обратившись к любому источнику. При этом необходимо помнить о том, что все решения должны быть зафиксированы в ОП ДО детского сада. 2. Наполняем центры группы и участка теми материалами, которые есть в составленном списке. Следим, чтобы, в целом, они соответствовали возрасту детей, но при этом имелись некоторые материалы на более младший и более старший возраст для тех детей, которые имеют отличный от других темп развития.ТРАСНФОРМИРУЕМОСТЬ ПРОСТРАНСТВА. Читаем в документе:Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.Делаем на практике:Вносим в среду мобильные элементы, позволяющие детям самостоятельно трансформировать пространство: ширмы, отрезы тканей, материалы для фиксации тканей (прищепки, липучки, ручки, штанги), мебель и платформы на колесиках. Помним, что колеса должны уметь ездить во все стороны, иметь прорезиненное покрытие и стопоры. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ. Читаем в документе:Полифункциональность материалов предполагает:возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).Делаем на практике: Полифункциональность нужно рассматривать в двух направлениях: мебель и материалы. Необходимо проанализировать существующую РППС и убедиться, что в среде есть полифункциональная мебель, то есть не имеющая жестко фиксированного способа ее использования. Например, стул – не является полифункциональной мебелью, так как у него есть четко обозначенная функция – на нем сидят и редко что-то еще.Примерами полифункциональной мебели могут быть: ширмы с разными поверхностями, кубы, о которых мы уже говорили, платформы, магнитно- грифельные поверхности.Что же касается материалов, то здесь нам подойдут такие: картонные коробки разных размеров, ткани, ленты, рулоны обоев, картона, бросовый (втулки от бумажных полотенец, контейнеры от киндер-сюрпризов, ячейки из-под яиц, крышечки разного диаметра, пуговицы, упаковки и т.д.) и природный материал (шишки, камни, палочки, листочки, орехи, каштаны, ракушки и т.д.)Есть несколько очень важных нюансов: во-первых, нужно обеспечить структурированное хранение этих материалов. Это значит, что они не должны валяться в общей куче и выглядеть как обычный хлам. Наоборот, они должны хранится в специальных, удобных, открытых ячейках, которые также возможно сделать из бросового материалов, например, из упаковок из-под сока. Во-вторых, дети должны иметь возможность самостоятельно пополнять этот материал, для этого можно поставить коробку в раздевалке, и объяснить ребятам, что в нее можно складывать важные, по их мнению, вещи, которые они всегда с удовольствием несут с прогулки. Разумеется, не все, что попадет в эту коробку, будет применено. Многие дети просто забудут о своей находке, но есть такие, которые обязательно доведут замысел до конца. И ради них эта коробка будет стоять. Периодически, материалы из коробки взрослый или ребенок будет распределять в соответствующий центр, по ячейкам и освобождать место для новых сокровищ. И, наконец, в-третьих, частая ошибка при хранении природного материала, в том, что он находится в центре «природы» (экспериментов и пр.) Там он тоже будет, разумеется, но совсем в другом виде и для другой активности. Собранный природный материал лучше хранить в центре творчества. Там он будет идти на создание поделок, а не лежать мертвым грузом, как это обычно бывает во многих садах.ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ. Читаем в документе: Вариативность среды предполагает:наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.Делаем на практике:Итак, здесь у нас два ключевых понятия: свободный выбор детьми различных пространств для активности и периодическая сменяемость игрового материала. Начнем с первого. Предположим, такие пространства уже созданы, что же может помешать реализовать принцип вариативности? Отсутствие доступа детей к этим центрам по их желанию. Обычно это бывает, когда в детском саду установлен режим дня, не предполагающий достаточного количества времени, отведенного под самостоятельную деятельность детей или под совместную деятельность со взрослым.Отсюда еще два вопроса: что считать самостоятельной и совместной деятельностью, и что считать достаточным количеством времени?Самостоятельная деятельность детей – это когда взрослый не принимает участие в организации активностей, то есть не предлагает куда-то пойти и чем-то заняться, при этом он может участвовать в самостоятельной деятельности детей в качестве партнера (повторю, не инициатора), и тогда эту деятельность уже можно назвать совместной.Достаточное количество времени – понятие размытое и точного регламента здесь нет. Я считаю, что будет достаточно минимум одного непрерывного часа в день. Можем ли мы предусмотреть в режиме дня такой период? Безусловно, да. Как в первой, так и во второй половине дня. Возможно, здесь возникнет вопрос: а как же занятия, которые делают невозможным организацию такого периода в первой половине дня? Отвечаем: ФГОС ДО дает право каждому детскому саду разрабатывать собственную модель режима дня, при этом важно сохранить позиции, регламентированные СанПиН: еда, сон, прогулка, предельное допустимая образовательная нагрузка. Образовательная деятельность может осуществляться в разных формах, как организованно, так и в совместной и самостоятельной форме. Поэтому, если в режиме дня после завтрака будет стоять формулировка «Совместная и/или самостоятельная образовательная деятельность детей в центрах активности по самоопределению» то это позволит создать необходимые условия для вариативности среды.Необходимо помнить, что самостоятельная деятельность детей - это не баловство и не пустая трата времени, а полноценное их развитие, порой даже более эффективное, чем на занятиях!Еще одной частой проблемой в обеспечении свободного выбора детьми пространств для своей деятельности, является время между возвращением с прогулки и обедом. Что происходит обычно? Дети, вернувшись с прогулки, моют руки, и воспитатель усаживает их на стулья (ковер) и читает им книгу. В такой деятельности ребята могут проводить до 20 минут, ожидая пока готовится обед. Что же здесь не так? Все! Во-первых, по сути, это еще одно занятие, т.е. организованная образовательная деятельность, и я уверена, что в общую нагрузку оно не посчитано, то есть нарушается СанПиН.Во-вторых, это время было бы намного полезнее потратить на самостоятельную активность в разных центрах, которые не мешают накрыванию обеда.Часто взрослые, аргументируя свой отказ, от такого времяпровождения, говорят о том, что если дети будут играть, то им придется опять мыть руки. Тогда я предлагаю понаблюдать за тем, что делают руки детей во время чтения книги и мы видим, что они ими трогают абсолютно все, что в пределе досягаемости. Получается, что аргумент «чистые руки» вовсе и не аргумент. Отсюда можно сделать два вывода-совета:1. Заводить детей с прогулки чуть позже, чтобы они имели время только на то, чтобы вымыть руки и сразу сесть за обеденные столы (звонок младшего воспитателя с информацией «у меня все готово» поможет обеспечить нужный тайминг);2. Если все же педагог с детьми уже в группе, а обед не накрыт, необходимо дать возможность ребятам свободно выбирать занятие, при необходимости ограничить возможности для выбора центров и объяснить, почему здесь играть нельзя (потому что накрывается обед).Продолжаем разбираться с вариативностью. Напомню, второе ключевое понятие здесь – сменяемость игрового материала.Самая частая проблема в сменяемости в том, что нет денег на покупку сменного материала и /или его негде хранить. Действительно, в типовых садах не предусмотрены хранилища или кладовые для воспитателей и нет свободных денег на покупку чего-то «новенького». Что же делать?Проблему будем решать в двух направлениях:Размещать места для хранения сменных материалов, а также методических материалов воспитателя, в навесных полках над рабочим столом, в туалетах, спальнях, раздевалках – где будет удобно и эстетично. Необходимо помнить, что 1,5 метра от пола - место только для детей!В качестве сменного материала у может выступать… обычная бумага! Благодаря ей можно устраивать различные активности, позволяющие услышать «голос» ребенка – информацию, которая доносится к нам через детские рисунки, различные опросники, ключевые слова по теме проекта или лексической теме, разнообразная статистика, т.е. подсчет признаков: цвет глаз ходящих в группу детей, есть ли у них братья или сестры, домашние животные и пр.ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ. Читаем в документе: Доступность среды предполагает:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.Делаем на практике:С первым пунктом все более-менее понятно. Речь идет о без барьерной среде. Здесь свои нормативы и требования, о которых в этом пособии речи идти не будет. Создание такой среды – тактическая и стратегическая задача любого руководителя.Нас больше будет интересовать второй пункт – свободный доступ детей. Здесь тоже целый веер проблем:Дверцы на шкафах, не только мешающие доступности, но и представляющие угрозу для безопасности детей. Соответственно, ответ на вопрос «что делать?» простой: снять все дверцы.Высота мебели, игровых материалов. Что делать? Снизить высоту всего до уровня примерно полтора метра от пола, не выше.«Играем глазками». Выражение, которое прекрасно описывает ситуацию, когда игрушки есть, но играть в них запрещено. Они хранятся для проверки, для занятий, до лучших времен, пока рак на горе свистнет… Откуда это у нас? Видимо, память поколений. Что делать: разрешить детям все брать и со всем играть. То, с чем играть нельзя – храним в хранилищах. Регламентация процессов. Детям просто некогда воспользоваться всеми возможностями их группы, их все время на что-то организуют, не предоставляя свободного времени совсем. Третий тезис в этом принципе прост для понимания. Исправность и сохранность материалов и оборудования надо обеспечить. Точка.БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ. Читаем в документе:Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.Делаем на практике: Здесь, наконец-то, во всем своем величии зазвучит волшебное слово СанПиН. Уже страшно, не так ли? На самом деле, совсем не страшно. Боятся обычно неизвестности. Так же обстоят дела с СанПиНом – кто его боится, тот его не читал. Тот привык все неудобно-новое заранее не принимать, прикрываясь щитом с высеченной на нем знакомой аббревиатурой. Тот человек, который изучил документы, их просто соблюдает и не боится ничего. Да, так можно! Взять и прочитать СанПиН, сделать там пометки, касающиеся лично твоей работы и, вооружившись ими, идти и создавать для детей безопасную РППС.Прочитывая таким образом п. 3.3.4 ФГОС ДО можно понять, какие действия необходимо совершить педагогам, для того, чтоб РППС в их группе или детском саду действительно соответствовала действующим нормативным требованиям.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Илюхина Ю.В. ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО САДА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 695 - 705. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11934 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11934



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.