'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 114

Просмотры  122 просмотров

Ивченко А.О.

  


ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ *

  


Аннотация:
в работе проанализированы понятия «искусственный интеллект» и «нейронные сети», выявлены их отличительные черты. Описаны типы нейросетей по генерируемому конечному продукту. Проведено сравнение положительных и отрицательных сторон применения нейросетей в учебном процессе.   

Ключевые слова:
искусственный интеллект, нейронные сети, образование, учебный процесс   


В настоящее время активное использование искусственного интеллекта (ИИ) затронуло многие сферы жизни человека: науку, искусство, медицину, бизнес, логистику и т. д. К данному перечню можно отнести и сферу образования. Актуальным для системы образования остается вопрос степени внедрения искусственного интеллекта в процессы планирования и проведения занятий, начиная от общеобразовательных школ и заканчивая заведениями высшего образования. Принесет ли активное использование искусственного разума в обучении человека больше пользы, чем вреда?Перед тем, как проводить сравнительный анализ положительных и отрицательных сторон искусственного интеллекта, необходимо обозначить его определение. В тематической литературе приводятся самые разные трактования данного термина. Так, Сибирякова Ю.В. в своей статье «Использование технологий искусственного интеллекта в сфере образования: риски и перспективные направления» пишет: «Определения термина «искусственный интеллект», представленные в современных словарях и энциклопедиях, показывают неоднозначное его понимание: с одной стороны, это область исследования особого поведения машин, с другой, как само это поведение, отличающееся «выполнением задач, связываемых с использованием человеческого интеллекта» [2]. Стоит отметить, что авторами статей и изданий по рассматриваемой тематике чаще используется термин «нейросеть», чем непосредственно «искусственный интеллект». Это связано с тем, что нейросеть является математической моделью, ориентированной на обработку данных, тогда как искусственный интеллект представляет собой широкую область науки и технологии, которая включает в себя множество подходов и методов [1]. При разборе способов использования искусственного интеллекта в сфере образования, в первую очередь рассматриваются именно нейронные сети, которые являются частью ИИ. Как отмечает Хабибуллин Ирек Раисович в своей статье «Актуальность использования нейросетей в образовательных целях»: «Первоначально использование нейронных сетей нашло свое применение в анализе больших массивов данных и решении задач классификации и кластеризации. Однако с развитием технологий и увеличением мощности вычислительных устройств, нейросети стали перспективным инструментом в процессах обучения» [3].Нейронные сети можно разделить по типам конечных продуктов, которые они создают. Каждый из типов предназначен для решения конкретных практических задач. Среди них можно выделить такие, как сжатие данных, распознавание образов, речи, рукописных символов, генерация текстов и изображений, машинный перевод, вопросо-ответная система (чат-бот), редактирование лиц и др. Перечисленные возможности нейросетей позволяют сделать вывод о том, что их применение в образовательной сфере имеет большой потенциал в широте своего использования. Важно помнить о том, что такая активная повсеместная эксплуатация нейросетей в данной области может иметь как положительные, так и отрицательные стороны.Рассматривая потенциальное использование нейронных сетей учениками и педагогами, можно выделить следующие положительные примеры:нейросети могут помочь учителям сократить время, затрачиваемое на проверку работ учеников (т. е. автоматизировать рутинные процессы, что значительно сэкономит ресурсы преподавателя),нейросети могут использоваться для создания персонализированных учебных материалов, которые будут адаптироваться к индивидуальным потребностям и уровню знаний каждого ученика,могут сделать уроки более интерактивными,нейросеть может сгенерировать наглядный иллюстративный материал к изучаемой теме (например, визуализировать текст стихотворения),с помощью нейросети можно организовать дискуссии в классе, используя сгенерированные тексты для анализа и поиска в них ошибок,ключевой навык, который будет востребован – это формирование правильного запроса сети, что означает постановку корректной задачи и анализ результата.Анализируя перечисленные плюсы, можно сказать, что при правильном использовании нейронные сети позволят сделать содержание занятий более разнообразным и насыщенным, а также упростят рутинные задачи преподавателя. Однако, у применения нейросетей в образовательном процессе есть и отрицательные стороны:ИИ применяется только для решения узкого круга задач и для еще более узкого круга практически полезных задач, тем самым он не обеспечивает понимание особенностей отдельных задач и алгоритмов,проблема приватности данных: использование нейросетей может потребовать сбора и анализа больших объемов личных данных учащихся, что может нарушить их приватность и безопасность,при автоматической проверке оценок нейросетью есть риск искажения оценки из-за неправильных параметров или сбоя в работе,опасность привития зависимости от технологии, которая будет выражаться в активном использовании обучающимися нейросетей для подготовки домашних заданий, сдачи экзаменов, написания дипломов,вопросы ответственности над генерируемым контентом и связанных с ним последствий.Таким образом можно сделать вывод о том, что на данный момент существуют как положительные примеры использования нейронных сетей в образовании, так и отрицательные стороны, на решение которых понадобятся время и накопленный опыт. Поскольку прогресс не стоит на месте, и использование искусственного интеллекта уже внедрено во многие сферы жизни, то применение нейросетей в учебном процессе выглядит перспективным направлением. Для его дальнейшего совершенствования необходимо учесть существующие недостатки, постепенно адаптируясь и решая их, а также обеспечить активное развитие перечисленных преимуществ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ивченко А.О. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 685 - 689. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11932 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11932



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.