'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 111

Просмотры  17 просмотров

Гладкая А.Ю., Шимко О.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
игровая среда является основным средством развития личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В статье рассматриваются зоны игровой среды в дошкольном учреждении исходя из возраста самого дошкольника.   

Ключевые слова:
игровая среда, дошкольная образовательная организация, младшая группа, средняя группа, старшая группа, дошкольный возраст   


Важность создания благоприятной и стимулирующей игровой среды в группе дошкольной образовательной организации несомненна. Игра является неотъемлемой частью развития ребенка, способствует его физическому, эмоциональному, интеллектуальному и социальному развитию. Правильно организованная игровая среда предоставляет детям возможность получить богатый опыт, стимулировать развитие способностей ребенка и развитие познавательного интереса.Основополагающим принципом, реализуемом в выборе тематики, сюжетных линий игры, необходимых игровых инструментов, места и времени для организации разнообразных игр, является свобода ребенка в реализации права играть. Следующим принципом, применимым к организации игровой среды, является универсальность, которая дает возможность изменять игровую среду, преобразовывать ее в соответствии с намерениями, моделировать развитие игры и делать ее насыщенной, подвижной и стимулирующей. Кроме того, в построении игровой среды учитывается принцип систематичности, предполагающий согласованность и цельность всех элементов. Среда не должна быть чересчур перегруженной, а ее пополнение зависит от приоритетности детских игр в соответствии с возрастом и развивающей природой игры.В дошкольном учреждении важно создать комфортные и безопасные условия для игры. Помещение должно быть оборудовано мягкой и безопасной мебелью, коврами и игрушками, соответствующими требованиям безопасности и детскому возрасту. Также необходимо учесть достаточное количество света и вентиляции для создания приятной атмосферы. В младшем дошкольном возрасте дети становятся физически активными и развивают различные виды движений. Поэтому в младших группах создаются открытые игровые площадки, способствующие развитию двигательной активности. Можно использовать спортивный инвентарь для этой цели. Для развития сенсорных способностей младших дошкольников создать специальную зону с игрушками и инструментами, которые помогают укрепить слуховое и зрительное внимание, развивают осязание, обоняние и мелкую моторику. С целью воспитания у дошкольников ценностного отношения и интереса к книге и художественной литературе в целом, необходимо организовать «книжный уголок», где собраны книги в соответствии с возрастом, а также игрушки для театральных инсценировок художественных произведений. В зоне конструирования целесообразно располагать строительные материалы и модули различных размеров. Для разнообразия игровой среды важно предоставить детям богатый выбор игрушек и материалов. Это могут быть конструкторы, кубики, настольные игры, музыкальные инструменты, куклы, машинки и многое другое. Игрушки должны быть разных размеров, форм и материалов, чтобы дети могли творчески варьировать свою игру и экспериментировать. Кроме того, необходимо предоставить доступ к разнообразным творческим материалам, таким как краски, цветная бумага, карандаши, кисти и другие.Игры способствуют развитию у дошкольников конструктивных, коммуникативных и интерактивных навыков. Развивающая среда в группе детей среднего возраста направлена на формирование опыта совместного взаимодействия со сверстниками, развитие познавательных интересов и творческого отношения у любой деятельности. Условия среды должны предоставлять возможность ребенку играть как с другими детьми, так и наедине с собой. Педагог, чтобы создать и изменить игровое пространство, организует совместные занятия с учетом интересов детей. Он играет активную роль в играх детей, стимулируя их креативность, проявляя интерес к их деятельности и помогая развивать их навыки. Он также обеспечивает условия для самостоятельной игры, уделяет внимание малоактивным детям, поддерживает их и помогает им включаться в групповые игры.[2]Среда группового развития должна быть организована с учетом возможностей для детей играть и участвовать в отдельных подгруппах. Вспомогательные средства и игрушки должны располагаться так, чтобы не нарушать свободу движений. В материальной среде дошкольника должны быть игрушки, обеспечивающие для данного возраста развивающее действие, различные предметы-заменители: натуральный материал, доски, веревки, палки, мягкий поролон, картон, бумага и другие. Наибольший развивающий эффект имеют заменяющие предметы и модули: они позволяют ребенку активно манипулировать ими, изменять действие без больших материальных затрат. Зона конструирования. Различные наборы для конструирования служат для развития воображения, творческих способностей, пространственного и образного мышления, внимательности и точности [4]. Зона с наборами для сюжетно-ролевых игр, профессий. Ребенок продолжает играть, изображает ситуации в магазине и больнице, семейные отношения и т. д. Эти игры позволяют ребенку развивать навыки, необходимые для общения и правильного реагирования в различных ситуациях. Зона настольных развивающих игр, головоломок. Различные игрушки-головоломки развивают у ребенка логическое мышление, способность видеть картинку в целом, соотносить общее и частное, причины и следствия. Примеры таких игр: мозаика, лото, домино, настольные игры, развивающие книжки-тетради, головоломки. Создание образовательной среды для детей старшего дошкольного возраста целенаправленно направлено на развитие активного познавательного процесса, стимулирование самостоятельности, ответственности и инициативности. Несомненно, интеллектуальная, эмоциональная и нравственная сферы личности детей активно развиваются. Чтобы каждый ребенок мог заниматься своими любимыми видами деятельности, такими как конструирование, рисование, рукоделие, игры в театр и общие игры, а также экспериментирование, необходима организация пространства, позволяющего объединять детей в подгруппы для совместных занятий. Предоставление соответствующего оборудования, стимулирующих материалов, технических устройств и игрушек является важным условием. Расширенный набор материалов, включающий различные пособия для обучения чтению и письму, вызывает интерес детей к актуальным проблемам, выходящим за пределы их личного опыта. Данное взаимодействие помогает ребенком осваивать жизненный опыт. [5]В целом, организация игровой среды в дошкольных группах является существенным аспектом в формировании развития ребенка. Правильно организованная и разнообразная игровая среда способствует развитию различных сфер детского развития. Игра приносит радость и удовольствие детям, а также является эффективным инструментом усвоения знаний и развития необходимых навыков для успешной адаптации в будущей учебной и социальной среде.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гладкая А.Ю., Шимко О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 669 - 674. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11929 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11929



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.