'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 106

Просмотры  55 просмотров

Бабкин Е.Н., Репринцева Г.А.

  


ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной публикации рассмотрены вопросы воспитания бережливой личности в аспекте развития персонала образовательной организации и совершенствовании системы менеджмента в условиях внедрения методов и инструментов бережливого производства. Обосновывается точка зрения о необходимости и целесообразности обеспечения интеграции образовательной и управленческой деятельности для достижения статуса бережливой образовательной организации.   

Ключевые слова:
менеджмент образования, бережливое производство, проектная деятельность, интеграция образовательной и управленческой деятельности, развитие персонала   


В настоящее время актуальным направлением развития менеджмента образования в Белгородской области выступает внедрение методов и инструментов бережливого производства [3]. Активную работу в этом направлении проводят, прежде всего, образовательные организации высшего и среднего профессионального образования, при этом поставлена задача формирования вертикали «Бережливый детский сад – Бережливая школа – Бережливый колледж/вуз», как в аспекте воспитания бережливой личности обучающихся, так и в плане бережливого управления образовательными организациями [1]. Как известно, разработаны и действуют государственный стандарты системы менеджмента: ГОСТ Р 56404-2015 «Бережливое производство. Требования к системам менеджмента», ГОСТ Р 56405-2015 «Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки», ГОСТ Р 56406-2015 «Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента», ГОСТ Р 57522-2017 «Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства». В целях обеспечения единства воспитательных (педагогических) и управленческих (организационных) задач в вопросах воспитания бережливой личности (как обучающихся, так и педагогических работников), в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1») ведется целенаправленная деятельность по интеграции идей и принципов бережливого производства в образовательную деятельность и систему менеджмента. Направление «Внедрение бережливых технологий в деятельность учреждения» включено в программу развития МАОУ «ЦО № 1» на 2021-2025 годы, с сентября 2023 года на базе данной образовательной организации реализуется проект «Подготовка образовательной организации к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства». Опираясь на имеющийся у образовательной организации опыт бережливого образования бережливого управления, планируется к 27 сентября 2024 года обеспечить соответствие муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина статусу не ниже «образец» регионального уровня по методологии госкорпорации «Росатом». Чтобы достичь этой цели, необходимо усовершенствовать систему менеджмента образовательной организации с учетом требований (согласно методическим рекомендациям [2]) и добиться максимальной согласованности образовательной и организационно-управленческой деятельности в вопросах бережливого производства.В соответствии с планом развития МАОУ «ЦО № 1» на 2021-2025 годы и в рамках подготовки к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства» по методологии госкорпорации «Росатом» актуализирована миссия образовательной организации «Формирование обучающегося - интеллектуала, исследователя, интеллигента». Миссия отражает главный вектор развития учреждения в привязке к федеральной и региональной стратегии развития образования, а также к требованиям образовательных стандартов. Помимо этого, сформированы цели в формате SQDCM(E), интегрирующем целевые направления, связанные с безопасностью, качеством, исполнением заказа, затратами и корпоративной культурой, что позволяет обеспечить целостность и системность непрерывных улучшений по ключевым направлениям потока создания ценности с учетом показателей программы развития образовательной организации.Чтобы обнаружить «точки роста» рабочей группой из числа сотрудников МАОУ «ЦО № 1» проведена самопроверка качества внедрения методов и инструментов бережливого производства в соответствии с чек-листами, опубликованными в Методических рекомендациях рекомендации по проведению партнерской проверки качества образцов (ППКО) [2]. Обобщив результаты внутренней проверки по направлениям «Управление проектами улучшений», «Вовлечение, обучение и мотивация персонала» и «Готовность к тиражированию», было решено активизировать деятельность учреждения с целью достичь показателей качества внедрения методов и инструментов бережливого производства (согласно чек-листам муниципального и регионального уровней [2]) не ниже 80%.Качество применения методов бережливого производства в деятельности образовательной организации и эффективность проектной деятельности зависят от уровня подготовки персонала, поэтому сотрудники МАОУ «ЦО № 1» запланировали на 2023-2024 годы повышение квалификации в вопросах бережливого производства (30 человек успешно закончили курсы повышения квалификации по теме «Внедрение бережливых технологий в деятельность образовательных учреждений и педагогов в соответствии с ФГОС» в октябре 2023 года).Важным инструментом воспитания бережливого мышления обучающихся и сотрудников образовательной организации выступает «Фабрика процессов», которая была разработана в 2019 году и уже стала достаточно «обкатанной». Внутренние тренеры МАОУ «ЦО № 1» за прошедшие годы обучили 240 школьников и 16 работников образовательной организации. Опыт подготовки детей и взрослых на «Фабрике процессов» был представлен в ходе регионального вебинара «Создание площадки «Фабрика процессов». Разработка пакета материалов для организации и проведения фабрики процессов» (31.10.2023г., ОГАОУ ДПО «БелИРО), и получил одобрение участников вебинара. В управлении развитием компетенций педагогов образовательной организации считаем целесообразным применение матрицы компетенций, содержащей перечень ключевых компетенций по внедрению бережливых технологий в образовательной и трудовой деятельности, а именно:5С,Доска задач,Диаграмма спагетти,5 почему,Визуализация,Пока-йоке,Крест безопасности и др.Необходимым элементом системы бережливого менеджмента является система подачи предложений по улучшению процессов, которая функционирует в МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода с 2019 года. Благодаря этой системе были получены и внедрены, следующие бережливые инициативы:оптимизация процесса организации питания обучающихся,оптимизация процесса организации книговыдачи.Внедрение бережливых технологий позволило образовательной организации победить в областном этапе конкурса «Школа года – 2019», где были представлены основные направления деятельности «Бережливой школы», с 2019 года МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода регулярно входит в федеральный рейтинг «РАЭКС - Аналитика» лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России, что в свою очередь является результатом формирования целей через SQDCM(E).Таким образом, идеи бережливого производства внедряются как в систему менеджмента муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 1» г. Белгорода имени Героя Российской Федерации Антона Геннадьевича Копейкина (МАОУ «ЦО № 1»), так и в образовательную деятельность, образуя стартовый элемент вертикали «Бережливый детский сад – Бережливая школа – Бережливый колледж/вуз». Полагаем, что реализация проекта по подготовке образовательной организации к партнерской проверке на определение соответствия статусу «образец регионального уровня» на основе оценки качества применения методов бережливого производства по методологии госкорпорации «Росатом» не только позволит добиться совершенствования системы менеджмента, но и повысит удовлетворенность всех участников образовательных отношений работой образовательной организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Бабкин Е.Н., Репринцева Г.А. ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 635 - 640. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11924 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11924



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.