'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 93

Просмотры  28 просмотров

Смирнова М.О.

  


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ *

  


Аннотация:
космическое пространство и киберпространство являются новыми территориями для правоприменения как международного, так и национального. В статье приведен обзор на нормативно-правовые документы, регулирующие данные сферы. Поднимается вопрос об определении ответственности за киберпреступления, нацеленные на космические объекты и связанную с ними информацию. Выявляются существенные пробелы в праве по данному вопросу на международном и национальном уровнях. Определяется степень значимости устранения правового вакуума в сфере регулирования кибербезопасности в космическом праве для государственной безопасности Российской Федерации.   

Ключевые слова:
космос, преступления в космосе, международное право, космическое право, международное космическое право, уголовное право, киберпреступления, ответственность за киберпреступления, киберпреступления в России, кибератаки   


Космос - это масштабная арена для геополитических отношений между развитыми и развивающимися странами. Государства конкурируют в экономическом, научном, техническом и правовом развитии, заключая соглашения и договоры для осуществления сотрудничества в космосе. Так, исследователь А. Е. Тарасов утверждает, что отказ страны от космической деятельности имеет такие последствия, как технологическое и научное отставание, потеря авторитета страны на мировой арене, а также замедление общемирового развития в космической сфере. В интересах мирового сообщества вовлечь как можно больше стран в эффективное участие в освоении и освоении космоса. А качественное, эффективное и актуальное регулирование международного космического права, особенно развитие института ответственности за киберпреступления, может помочь повысить интерес и желание финансовых, ресурсных и научных инвестиций в космос. Конвенция Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях (г. Душанбе, 28 сентября 2018 года) устанавливает норму о том, что порядок осуществления совместной деятельности в рамках Конвенции регулируется отдельным межправительственным соглашением государств-участников СНГ, в котором рассматриваются в том числе вопросы охраны технологий, прав интеллектуальной собственности, обмена информацией, экспортного контроля, таможенного регулирования, ответственности Сторон, деятельности Межгосударственного совета по космосу. Также в статье 5 Конвенция перечисляет сферы, о развитии которых договариваются страны-участницы, но среди них нет сферы осуществления кибернетической безопасности в целях защиты результатов научного сотрудничества, а также суверенитета каждого отдельного государства. Таким образом, исходя из правового обычая и сложившейся международной частно-правовой практике, можно сделать вывод, что в случае отсутствия норм правового регулирования той или иной сферы международных отношений, они будут регулироваться национальным законодательством государства в рамках его юрисдикции (по территориальному принципу, либо по принципу отнесения лица в число лиц этого государства, либо по принципу нарушения прав этого государства). То же самое подтверждается соответствующим международным документом. Согласно статье 7 Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (1963 г.), на объект, запущенный в космическое пространство, и любой экипаж такого объекта распространяется юрисдикция государства, в регистр которого занесен данный объект. Схожая норма содержится в Соглашении о МКС (1998 г.), согласно которой государства-участники соглашения осуществляют уголовную юрисдикцию по отношению к своим гражданам, то есть указанным документом установлен приоритет относительно юрисдикции государств-партнеров над элементами МКС. Как отмечают в своём исследовании Уторова Т.Н. и Сизов Д.О., гражданин России, при совершении преступления на МКС, понесет уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. То есть, институт ответственности за совершение преступлений в космическом пространстве в большинстве случаев включается в национальное право каждого отдельного государства. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит 5 статей, которые регулируют ответственность за киберпреступления. Однако он не учитывает возможность совершения таких преступлений в космическом пространстве и сопутствующих информационных системах. Кроме того, кодекс не дифференцирует ответственность за преступления, совершенные на земле и в космосе. Это неактуально по следующим причинам:1. Защита от астероидов: Астероиды представляют угрозу для планеты и человечества, и финансирование космической программы поможет обнаружить опасные объекты и предотвратить их падение на Землю.2. Государственная безопасность: Космические спутники не только обеспечивают связь и передачу информации, но могут также обнаруживать и предотвращать различные катастрофы, такие как пожары и наводнения, а так же террористические акты.3. Космические ресурсы: В космосе находятся значительные запасы драгоценных металлов, таких как золото, серебро и платина.4. Международное сотрудничество: Сотрудничество с другими странами в рамках развития МКС намного проще и эффективнее, чем на Земле.Именно на основании приведённых выше причин космическое пространство и всё, что с ним связано, является объектом повышенной важности, а потому внимание, которое ему уделяется законодателем, должно быть на порядок выше, чем сейчас. Однако на данный момент уголовное законодательство Российской Федерации оставляет без внимания регулирование ответственности за преступления, совершённые в космосе, тем самым как бы уравнивая последствия, наступившие в результате совершения одного и того же преступления как на Земле, так и в космосе, что не отвечает реальному положению дел и статусу космических программ и исследований. При изучении вопроса о киберпреступлениях в космосе стоит также отметить, что такое преступное посягательство совершается в отношении критической информационной инфраструктуры государства – объектов критической информационной инфраструктуры(КИИ), а также сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия таких объектов. Объекты КИИ имеют социальную, политическую, экономическую, экологическую и оборонную значимость. Она включает в себя информационные системы, сети и автоматизированные системы управления. Программное обеспечение, обеспечивающее эффективное и бесперебойное функционирование космических технических объектов как раз относится к категории значимых критических информационных инфраструктур. За нарушение правил эксплуатации КИИ предусмотрена уголовная ответственность. При этом под тяжкими последствиями в части 5 статьи 274.1 УК РФ следует понимать, в частности, длительную приостановку или нарушение работы предприятия, учреждения или организации, получение доступа к информации, составляющей охраняемую законом тайну, предоставление к ней доступа неограниченному кругу лиц, причинение по неосторожности смерти, тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п. С одной стороны, квалифицирующий признак, соответствующий такому преступлению, как кибератака в космическом пространстве и в отношении космических объектов, содержится в части 5 статьи 274.1 УК РФ. Однако не стоит забывать, что ответственность за него была установлена соразмерно возможному причинённому вреду на Земле и не в отношении космических объектов, а потому даже применение части 5 статьи 274.1 УК РФ при вопросе о привлечении к ответственности на киберпреступления в космическом пространстве не совсем эффективно и объективно. Именно поэтому стоит подробнее разъяснить, почему именно киберпреступления должны быть вынесены в категорию отдельных преступлений в рамках уголовного законодательства в области наступления ответственности за преступления, совершенные в космическом пространстве. Успешная деятельность государства в космической сфере непосредственно зависит от информационных баз данных, электронных технологий, информационных систем и т.д. Они не только обеспечивают работу техники в космосе, но и позволяют собирать необходимые данные, поддерживать связь между космическим пространством и Землей. Программное обеспечение, используемое в космических технических устройствах, уникально для каждого государства. Кража, повреждение или нарушение работы этого программного обеспечения может причинить огромный финансовый ущерб государству, а также существенно подорвать его авторитет на международной арене. Кроме того, это может привлечь внимание враждебных стран и других злоумышленников, которые представляют угрозу национальной безопасности.Исходя из проведённого выше исследования стоит сделать вывод о том, что на данный момент, правовое регулирование ответственности за совершение преступлений в космическом пространстве в рамках международного космического права возлагается на национальное законодательство каждого отдельного государства, в рамках юрисдикции которого было совершено преступление. Также, российское уголовное законодательство, на данный момент не предполагает разграничения преступлений, совершенных на земле, и преступлений, либо совершенных в космическом пространстве, либо совершенных во вред деятельности в пределах космического пространства. Таким образом, законодатель заметно снижает важность космического пространства и всех тех исследований, которые проводятся в отношении него и в его пределах. При этом, размеры ответственности, которые предполагаются за совершение тех или иных преступлений по отношению к преступлениям, совершенным в космическом пространстве, не будут объективными, так как не будут соответствовать тому ущербу, который вне зависимости от типа и формы реализации преступления, намного больше, чем возможный ущерб, причиненный таким же преступлением на Земле. Институт правового регулирования привлечения к ответственности за совершение киберпреступлений, на данный момент, в Российской Федерации разработан довольно слабо и основывается на пяти статьях уголовного кодекса и нескольких отдельных нормативных правовых актах, уточняющих их нормы. Несмотря на довольно подробное содержание этих статей, также нельзя говорить о том, что они в полной мере регулируют и оценивают все возможные киберпреступления.Таким образом, на данный момент национальная безопасность Российской Федерации в области привлечения к ответственности за совершение киберпреступлений в отношении космической техники и в пределах космического пространства находится под серьезной угрозой.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Смирнова М.О. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 550 - 556. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11911 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11911



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.