'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 88

Просмотры  18 просмотров

Огай Т.С.

  


РОЛЬ ПРОКУРОРА В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА *

  


Аннотация:
данная статья посвящена исследованию функций и полномочий прокурора, связанных с его участием в судебных стадиях уголовного судопроизводства. В работе дается характеристика деятельности прокурора по поддержанию государственного обвинения в суде. Сформулированы уточняющие изменения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации относительно момента, с которого прокурор становится в процессуальном смысле государственным обвинителем. Акцентируется внимание на право защитной функции прокурора, тесно связанной с надзором за соблюдением законодательства.   

Ключевые слова:
прокурор, судебное производство, государственное обвинение, надзор, апелляционное представление, правозащитная функция   


Правовое положение прокурора и его место среди других участников уголовного процесса со стороны государства не перестают быть в центре внимания ученых-процессуалистов и практикующих юристов. Это связано как с многообразием осуществляемых им функций в ходе уголовного судопроизводства, так и назначением российской прокуратуры в целом, которая в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) представляет собой «единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории»[1].Прокурор является постоянно действующей и влиятельной фигурой на всех этапах уголовного судопроизводства. Он вступает в уголовный процесс с момента получения сведений о совершенном или готовящемся преступлении и осуществляет свою деятельность вплоть до пересмотра по различным основаниям вступившего в законную силу приговора суда.Уголовно-процессуальные функции прокурора имеют различный характер в зависимости от стадий судопроизводства и соответствующих им задач, которые он призван решать. Очевидно, что сегодня невозможно представить российский уголовный процесс без участия прокурораПредоставленные ему полномочия в исследуемой сфере деятельности можно разделить на две группы: 1) участие прокурора в досудебном производстве по уголовному делу,2) участие прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.В ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) указано, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.В соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК РФ в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. УПК РФ дает определение понятиям «государственный обвинитель» и «прокурор». Под государственным обвинителем понимается «поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры» (п. 6 ст. 5 УПК РФ) [4].Под государственным обвинителем понимается «поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры» (п. 6 ст. 5 УПК РФ).Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ, «прокурор» - Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре [6]. Прокурор — это должностное лицо органа прокуратуры, которое наделено уголовно-процессуальным законом функцией уголовного преследования и надзорными полномочиями. Из толкования положений УПК РФ явно вытекает, что государственное обвинение — это продолжение функции уголовного преследования в суде, поэтому государственный обвинитель и есть прокурор.Учитывая данное обстоятельство, считаем необходимым внести в УПК РФ уточняющие изменения относительно момента, с которого прокурор становится в процессуальном смысле государственным обвинителем. Это можно сделать посредством внесения изменений в имеющуюся формулировку п. 6 ст. 5 УПК РФ, закрепляющей соответствующее определение, расширив ее. Также изменения можно внести в ч. 3 ст. 37 УПК РФ, изложив ее, например, следующим образом: «с момента поступления уголовного дела в суд прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность»[2].Учитывая данное обстоятельство, считаем необходимым внести в УПК РФ уточняющие изменения относительно момента, с которого прокурор становится в процессуальном смысле государственным обвинителем. Это можно сделать посредством внесения изменений в имеющуюся формулировку п. 6 ст. 5 УПК РФ, закрепляющей соответствующее определение, расширив ее. Также изменения можно внести в ч. 3 ст. 37 УПК РФ, изложив ее, например, следующим образом: «с момента поступления уголовного дела в суд прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность» [3]. Вопрос о том, какую процессуальную роль выполняет прокурор на судебных стадиях уголовного судопроизводства, традиционно является одним из наиболее актуальных в отечественной правовой доктрине.В силу статуса и предназначения органов прокуратуры, основной задачей государственного обвинителя по любому уголовному делу является содействие суду в вынесении законного, обоснованного и справедливого судебного решения. Поэтому в ходе реализации функции уголовного преследования прокурор не перестает быть субъектом надзорной деятельности, применяя все предоставленные ему правовые средства в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также принимая меры к восстановлению нарушенного права. При этом не имеет значения, чьи права были нарушены, будь то подсудимый, потерпевший, гражданский истец, свидетель и др. Таким образом, в настоящее время согласно действующему законодательству, прокурор обладает тремя процессуальными функциями:1) поддержания государственного обвинения, 2) восстановления законности, 3) надзора за соблюдением законности. Указанная «триединая» система процессуальных функций прокурора в суде составляет процессуальную основу правового статуса прокурора в судебном производстве по уголовным делам [4].Н. С. Алексеев, В. Г. Даев, Л. Д. Кокорев пишут следующее: «Вступая в те или иные процессуальные отношения, прокурор остается носителем общей функции —- высшего надзора за соблюдением законности в деятельности всех учреждений, должностных лиц и отдельных граждан» [2]. Таким образом, деятельность прокурора в судебных стадиях уголовного процесса характеризуется многозадачностью, а его полномочия - многоаспектны. Так, прокуратуре помимо основной надзорной функции свойственны и иные, так называемые дополнительные функции, но тесно связанные с надзором. Среди таковых, например, можно выделить правозащитную функцию, однако выполняемую прокурором при определенных условиях, а именно в зависимости от их «адресности» (нужно учитывать, чьи права интересы защищаются и восстанавливаются). Данную функцию прокурор реализует путем принесения апелляционных, кассационных и надзорных представлений, а также участия в соответствующих судебных производствах. Особое внимание в силу своей специфики стоит уделить апелляционному производству по уголовным делам и роли в нем прокурора. Производство в суде апелляционной инстанции регулируется гл. 45.1 УПК РФ. В силу ст. 389.2 УПК РФ в апелляционном порядке могут быть обжалованы все решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Правом обжалования судебного решения в апелляционном порядке наряду с другими участниками процесса наделен гособвинитель и (или) вышестоящий прокурор [1]. Согласно ст. 389.4 УПК РФ апелляционное представление на приговор или иное решение суда первой инстанции может быть подано в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда [5]. Вышестоящий прокурор по отношению к государственному обвинителю, участвующему в уголовном судопроизводстве, обязан при наличии оснований своевременно обжаловать судебное решение в суд апелляционной инстанции, только если государственный обвинитель не принес апелляционное представление. Однако, согласно ч. 1 ст. 389.1 УПК РФ, вышестоящий прокурор может обжаловать судебное решение одновременно с гособвинителем, в том числе он свободен в подаче дополнений к апелляционному представлению государственного обвинителя. Стоит также отметить, что Генеральный прокурор РФ пропуск прокурорами по неуважительной причине срока апелляционного обжалования судебного решения при наличии обстоятельств, свидетельствующих о допущенных судом нарушениях, повлекших значительные вредные последствия, рассматривает как ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей [3].Обжалуя как не вступившее, так и вступившее в законную силу (в порядке кассационного и надзорного производства) судебное решение, прокурор выступает в защиту не своего частного интереса, а в защиту интересов государства и общества.Право прокурора по обжалованию незаконного решения суда одновременно является и его обязанностью принести представление на всякое неправосудное судебное решение. Данный вывод следует из ст. 36 Закона о прокуратуре, где говорится об обязанности прокурора обжаловать любой незаконный и необоснованный приговор. Для подтверждения указанной позиции приведем в пример судебную практику Челябинского областного суда, проанализировав как статистику, так и конкретные апелляционные постановления (определения) по результатам рассмотрения, поданных прокурорами апелляционных представлений [2]. Правовое положение прокурора в судебных стадиях уголовного процесса продиктовано осуществляемыми им задачами, вытекающими из обвинительного и правозащитного направлений деятельности. В ходе реализации функции уголовного преследования в виде поддержания государственного обвинения в суде прокурор не перестает быть субъектом надзорной деятельности, применяя все предоставленные ему правовые средства в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также принимая меры к восстановлению нарушенного права. При этом не имеет значения, чьи права были нарушены, будь то подсудимый, потерпевший, гражданский истец, свидетель и др. Таким образом, можно утверждать, что роль прокурора более многопланова, сложна и разнообразна, чем деятельность следователя и даже суда. С учетом всего вышеизложенного мы делаем вывод, что прокурор участвует в судебном производстве по уголовному делу сразу в двух качествах: 1) как государственный обвинитель, обеспечивая законность и обоснованность судебного решения, 2) как государственный гарант обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, вовлеченных в уголовно-процессуальные отношения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Огай Т.С. РОЛЬ ПРОКУРОРА В СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 512 - 519. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11906 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11906



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.