'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 87

Просмотры  100 просмотров

Огай Т.С.

  


ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается правовые аспекты участия прокурора в уголовном судопроизводстве, правовая категория «изобличение», содержание которой встречается и в нормах уголовного права и уголовно – процессуального. Выделена основная задача прокурора, при участии в стадии подготовки к судебному разбирательству. Анализируются принципы уголовного процесса на основе правового статуса прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде.   

Ключевые слова:
правовой статус прокурора, досудебная стадия, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовный процесс, гособвинитель, изобличение, уголовное преследование   


Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия[3].Структурное разделение уголовно-процессуальной деятельности суда на судебные производства не умаляет единства ее процессуальной формы.Как отмечает Бурмагин С.В., все виды судебных производств: а) подчинены целям и задачам, производным от общего назначения уголовного правосудия, б) имеют общие процедурные правила, часть которых объединяется в единый процессуальный механизм принятия судебных решений, единые принципы и общие условия, по которым осуществляется разбирательство судебных дел, и в) строятся по общей, присущей всем судебным производствам логической схеме: поступление обращения (дела с обвинительным процессуальным актом, представления, жалобы, ходатайства и т.п.) назначение и подготовка судебного разбирательства, собственно судебное разбирательство, разрешение обращения по существу[2].Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки расследования и содержания, обвиняемого под стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.Участие прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел определяется тем, что одна из основных функций прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а согласно п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.В основе правового статуса прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, лежат принципы уголовного процесса: законность, публичность, состязательность, объективная истина. Конкретные процессуальные полномочия должностного обвинителя вытекают из этих принципов. Многофункциональность прокурора предполагает у него наличие широкого круга процессуальных полномочий для работы в суде.В силу принципов законности и публичности прокурор обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами добиваться соблюдения везде и всюду законного порядка, а при нарушении такового немедленно реагировать и принимать меры к его восстановлению. Принцип законности обусловливает роль и значение функционирования прокурора в уголовном процессе как такого рода правоприменительной деятельности, правовым основанием которой является обоснованное утверждение о совершении преступления обвиняемым. На прокурора законом возложена обязанность от имени государства осуществлять, при наличии к тому оснований, досудебное уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а потом в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке требовать перед судом привлечения подсудимых, чья виновность, по его мнению, в нарушении уголовного закона доказана, к ответственности. Этим обусловливается преемственность в досудебной и судебной деятельности прокурора, а также природа правового статуса прокурора во время судебного производства по уголовному делу, характер тех полномочий, которые предоставлены ему частью 2 статьи 37 УПК РФ [1].Прокурор обязан стремиться к достижению объективной истины. Это вытекает из его правового положения как органа надзора за законностью. Для прокурора осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения путем реализации принадлежащих ему процессуальных прав является одновременно и выполнением им своих должностных обязанностей, а также нравственного долга по установлению истины. Прокурор должен занимать принципиальную позицию, основанную на законе и требовании справедливости, по всем вопросам, которые становятся предметом судебного спора в ходе судебного разбирательства. Если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель должен принять меры реагирования на это нарушение, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Он делает заявление (например, по поводу нарушения порядка исследования доказательств или об удовлетворении, или отклонении ходатайств), которое должно быть запротоколировано [3]. Заявление обвинителя по поводу факта нарушения закона должно быть записано в протоколе судебного заседания и в той формулировке, в которой прозвучало. Если решение суда подлежит кассационному или апелляционному обжалованию, то прокурор обязан обжаловать его в установленном законом порядке.Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Законченное расследованием дело может быть принято судом к рассмотрению лишь при условии, если обвинительное заключение утверждено прокурором [6].Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель – сторона в процессе.В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела, независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого или обосновывает свой отказ от обвинения. Свои отношения с судом прокурор должен строить на основе строжайшего соблюдения принципов состязательности и равенства прав сторон, независимости судей и их подчинения только закону.Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства и, как ответственный перед ним, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение на судебном следствии. Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от него.Государственный обвинитель обязан помогать судье в отыскании истины по делу. С этой целью он заявляет ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, проведении судебных действий. Состязательность дает возможность для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела с целью установления объективной истины по делу[3].Основная задача прокурора: при участии в стадии подготовки к судебному разбирательству сводится к обеспечению условий для надлежащего последующего поддержания государственного обвинения. К примеру, прокурор может заявить ходатайство о проведении предварительного слушания[5]. На этапе подготовки к судебному следствию государственный обвинитель определяет тактику, которой будет придерживаться в ходе судебного разбирательства, оценивает судебную перспективу.Государственные обвинители не всегда уделяют достаточно внимания изучению материалов уголовного дела. А вместе с тем некачественное, поверхностное изучение материалов уголовного дела может обусловливать множество нежелательных, крайне вредных (и даже опасных) обстоятельств, среди которых можно назвать следующие: 1) вступление в законную силу решения суда, содержащего ошибки различного рода, 2) отсутствие надлежащего обеспечения защиты прав и законных интересов непрофессиональных участников уголовного судопроизводства (лица, подвергающегося уголовному преследованию, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика),3) расхолаживание сотрудников правоохранительных органов и судей, способствование распространению негативных факторов заинтересованности в рассмотрении уголовного дела в порядке гл. 40 УПК РФ. 4) снижение доверия населения к сотрудникам правоохранительных органов и работникам судебной системы. Прокурору при подготовке к поддержанию государственного обвинения тщательно изучать материалы уголовного дела.Для прокурора очень важная часть судебного разбирательства - это судебное следствие, так как, являясь профессиональным участником уголовного процесса задает вопросы другим участникам при необходимости заявляет ходатайства. От позиции прокурора, от его активности зависит, будет ли подтверждено обвинение или не будет подтверждено обвинение, будет ли подтверждено полностью то, что сформулировано органом предварительного расследования и утверждено прокурором в обвинительном заключении при направлении материалов дела в суд или же это обвинение подлежит изменению [4].Таким образом, следует отметить, что роль прокурора на всех этапах уголовного судопроизводства очень существенна, и своими действиями он может направлять ход дела в том направлении, которое является наиболее верным с точки зрения законности, при этом правовой статус самого прокурора закреплен рядом нормативно-правовых документов, а принимаемые им решения должны соответствовать принципам законности, публичности, состязательности и объективности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Огай Т.С. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 504 - 511. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11905 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11905



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.