'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 86

Просмотры  27 просмотров

Новикова И.Е.

  


МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена изучению моделей правового регулирования сети Интернет. Рассматриваются вопросы о месте правовых норм, посвященных Интернету, в правовой системе государств. Особое внимание уделяется анализу опыта регулирования контента в мировой и российской практике. Делаются выводы о целях национального регулирования сети Интернет и метод, обеспечивающих его в зависимости от применяемой модели.   

Ключевые слова:
США, правовые акты, регулирование Интернета, Китай, онлайн-контент, правительство страны   


Сеть Интернет, в процессе своего развития стала неотъемлемой частью современного мирового общества, предоставляя доступ к огромным объемам информации и позволяя взаимодействовать между собой пользователям со всего мира. Однако, с развитием Интернета и быстрым распространением информации, у многих государств возникла потребность в правовом регулировании пользования сетью, чтобы защитить права и интересы пользователей, а также обеспечить безопасность сети [1]. В то же время, необходимость установления норм за контролем сети Интернет мотивирована целью обезопасить государственные интересы от потенциальных внешних кибер-угроз.Международные модели регулирования сети Интернет представляют собой сложную систему, в которой все элементы должны быть взаимосвязаны, поскольку речь идёт о сотрудничестве суверенных государств со своей собственной правовой структурой. Но, несмотря на это, в последние десятилетия были приняты попытки разработки и утверждения международных норм и стандартов регулирования Интернета. Одним из таких документов стала Конвенция о киберпреступности Организации Объединённых Наций. Конвенция главным образом направлена на защиту людей от компьютерных преступлений, в том числе путем принятия соответствующих актов и укрепления международного сотрудничества между странами. Ей определяются такие преступления как нарушение авторских прав, интернет-мошенничество, преступления, связанные с детской порнографией, незаконный перехват данных и преступления на почве ненависти.Если говорить о мировых моделях регулирования сети Интернет, то здесь стоит обратиться к опыту таких стран как США, Европейский союз и Китай.Целесообразно будет начать рассмотрение национальных моделей регулирования Интернета на примере США, поскольку большинство технологий и опыта работы с сетью зародились именно там. По результатам исследования «рейтингов свободы Интернета» государство продолжает занимать высокую позицию, однако место лидирующей страны США уступили Эстонии [3]. Вышеуказанная информация может говорить о том, что ранее либеральные модели регулирования сети Интернет, реализующие минимальное вмешательство в процессы её деятельности и в прошлом практически не подвергавшие цензуре интернет-источники, в последние два года в определённой мере ужесточились. Так, несмотря на первую поправку к действующей Конституции США, которая запрещает государству принимать законы, ограничивающие свободу слова граждан и свободу прессы, во второй половине 2022 года, некоторые законодатели штатов рассматривали возможность введения ограничений на работу платформы TikTok (* запрещен в РФ), принадлежащую китайской компании ByteDance, из-за опасений по поводу потенциальных угроз национальной безопасности и риска того, что китайское правительство может получить доступ к личным данным американцев. В то же время стоит отметить иные правовые акты, принятые в США раннее и регулирующие сферу Интернет-коммуникации. В число подобных входят: Закон «О защите детей в Интернете» от 21 декабря 2000 года, который позволяет фильтровать вредный для несовершеннолетних Интернет-контент, закон «О надзоре за внешней разведкой» и федеральный закон «О сплочении и укреплении Америки...». Данные нормативные правовые акты наделяют правоохранительные органы США широкими полномочиями по мониторингу интернет-трафика [2].В целом, в последние годы среди многих штатов государства прослеживается тенденция более ужесточенного регулирования сети Интернет, ограничивая доступ к тем или иным ресурсам на локальном уровне. Но тем не менее, даже в подобных условиях американская модель регулирования сети Интернет остается одной из самых гибких.В странах Европейского союза, в особенности в Западной Европе, а также в определенных государствах Восточной Европы применяется система в целом схожая с системой регулирования США. Обращаясь к ранее названным данным «рейтингов свободы Интернета», в которых лидирующую позицию заняла Эстония, можно прийти к выводу, что в некоторых аспектах европейская либеральная модель регулирования является даже более свободной, чем американская.Что касается китайского опыта регулирования сети Интернет, то он кардинально отличается от ранее названных моделей США и Европы. В силу политической и правовой системы государства, Китай демонстрирует отдельную от других стран политику регулирования Интернета. За последние тридцать лет Китай создал сложную сеть систем наблюдения. В 2008 году национальный проект Китая в Интернет сфере «Золотой щит» был заменен проектом «Золотой щит», фаза II. Новая система включала в себя передовые технологии, такие как искусственный интеллект и анализ больших данных, для улучшения способности правительства отслеживать и подвергать цензуре онлайн-контент [4]. В течение последнего десятилетия правовая модель Китая по регулированию сети Интернет демонстрирует своё ужесточение. Так, в 2015 году Президент страны распорядился принять меры в отношении виртуальных частных сетей (VPN), которые позволяли людям осуществлять обмен информацией с пользователями Мирового Интернета. Результатом данного распоряжения явилась массовая блокировка виртуальных частных сетей (VPN) на территории материкового Китая. Однако отсутствие доступа к западным онлайн-площадкам восполняется деятельностью национальных организаций. На территории страны существует практически идентичные западным поисковые системы, мессенджеры и социальные сети.Проанализировав опыт Китая по регулированию интернет-контента, можно сказать, что в стране действует в большей степени граничащая с тоталитарной модель регулирования сети Интернет, поскольку правительство страны стремится отойти от общемировой сети, создав ей собственный аналог.В России вопрос о регулировании интернет-коммуникации в последние годы является одним из ключевых. Согласно данным из отчета Global Digital Reports, на начало 2022 года в России насчитывалось 129,8 млн интернет-пользователей, что позволяет российскому интернет-сегменту входить в пятерку крупнейших в мире [5].На протяжении многих лет в обществе ведётся дискуссия о целесообразности жесткой цензуры контента в сети Интернет. И если изначально цели и содержание принимаемых правовых актов имели не сильное расхождение с европейскими и американскими, тем самым также следуя либеральной модели регулирования, то в последние годы можно наблюдать тенденцию усиления фильтрации контента в российском сегменте Интернета. Так, 6 июля 2016 года был подписан так называемый «пакет Яровой» - два закона, которые помимо прочего обязывали операторов связи и организаторов распространения информации в интернете хранить на территории России все передаваемые пользователями данные [6]. По одному из положений данного закона все мессенджеры обязаны были регистрироваться в реестре Роскомнадзора, однако ещё до принятия этого пакета основатели платформы Telegram отказались выполнять его условия, что поставило под угрозу функционирования сервера в России из-за возможной блокировки.Но, несмотря на вышесказанное, правительство страны предпринимает ряд действий, чтобы обезопасить персональную информацию своих граждан. 1 ноября 2019 года вступил в силу закон, в соответствии с которым в России создается национальная система маршрутизации интернет-трафика [7]. Главной целью закона является создание резервной национальной системы, благодаря которой Интернет будет доступен российским пользователям независимо от обстоятельств. Кроме того, закон минимизирует передачу за рубеж данных граждан России, тем самым защищая и национальные интересы государства.Таким образом, на основе анализа мировых и российских национальных моделей регулирования сети Интернет, а также рассмотрения международного сотрудничества в этой сфере, можно сделать вывод о том, что в обоих случаях правовые меры, принимаемые как отдельными государствами, так и союзами нескольких стран в рамках договоров и конвенций, направлены, в первую очередь, на защиту данных своих граждан. Однако, в зависимости от моделей, способы регулирования сети Интернет в отдельных странах различны. В случае с либеральными моделями, правительства ограничиваются локальными правовыми актами либо же вообще не вмешиваются на прямую в эту сферу, оставляя её регулирование на сами телекоммуникационные компании. Что касается авторитарных или авторитарно-тоталитарных моделей регулирования сети Интернет, то здесь защита данных граждан происходит путём «отключения» от мировой Сети и создания собственных аналогов. Россия же на данном этапе проводит смешанную политику по регулированию интернет-сегмента.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Новикова И.Е. МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 497 - 503. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11904 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11904



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.