'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 83

Просмотры  29 просмотров

Михайлова Е.А., Нагорная Е.Д.

  


ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена актуальному вопросу ответственности за нарушение финансового законодательства в Российской Федерации. Целью статьи является освещение понятия финансово-правовых санкций и рассмотрению действующего законодательства в данной сфере.   

Ключевые слова:
финансовое право, санкции, законодательство РФ, ответственность, финансовые отношения   


Финансовое право является важной составляющей правовой системы государства. Финансовое право регулирует отношения, связанные с финансовыми ресурсами и деятельностью государственных и негосударственных организаций. Соблюдение норм финансового права способствует обеспечению финансовой устойчивости и развитию общества. Однако, существует факт нарушениях этих норм, и за эта предусмотрена ответственность в виде применения финансово-правовых санкций.Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения субъектов финансовых отношений, устанавливающее процедуру движения финансовых средств, в процессе их образования, распределения и использования, а также правовой статус участников финансовых отношений. Санкция определяет меру ответственности, применяемую к нарушителям правовой нормы. Первое упоминание на законодательном уровне термина «финансовые санкции» было в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР», в то же время понятие «финансовая ответственность» впервые было упомянуто в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».Понятие финансово-правовых санкций относительно новое, но уже довольно часто применимое. Так как финансовая ответственность выполняет как восстановительную, так и карательную функции, то целью финансово-правовых санкций прежде всего является возмещение финансовых убытков, принудительное исполнение обязанностей и устранение противоправных состояний.Финансовые санкции бывают следующих видов: 1) поощрительные санкции. Например, применение налоговой амнистии, но при условии выполнения необходимых требований.2) право-восстановительные санкции. Они направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. К указанным санкциям принято относить пеню. Согласно статье 75 НК РФ пеня определяется как денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству и муниципальному образованию убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств. Санкционная природа пени более отчетливо следует из статьи 57 НК РФ, где сказано, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Следовательно, пеня связана с неблагоприятными последствиями для своего адресата и установлена на случай нарушения диспозиции - обязанности уплаты налогов.3) карательные (штрафные) санкции, которые призваны предупредить финансовое правонарушение, а также исправить и наказать нарушителей финансового законодательства. Например, статья 116 НК РФ, закрепляет: «Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей». Финансово-правовые санкции являются важным инструментом соблюдения законодательства в финансовой сфере, но их применение требует сбалансированного подхода. Государство должно стремиться к проведению анализа и оценки эффективности санкций, адаптации их к изменяющимся экономическим условиям и решению задач государственной политики. Это включает избегание чрезмерной жесткости и репрессивности в отношении нарушителей, чтобы не подавить стимулы для экономической активности. Применение финансово-правовых санкций должно быть справедливым и обоснованным, в соответствии с законодательством.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Михайлова Е.А., Нагорная Е.Д. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 479 - 483. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11901 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11901



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.