'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 79

Просмотры  48 просмотров

Ковалевская Е.В.

  


ХОРЕОГРАФИЯ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА *

  


Аннотация:
в работе исследуются аспекты и особенности защиты авторского права в контексте хореографии как творческого произведения. Рассмотрен творческий процесс в хореографии, выявлены ключевые этапы, начиная от зарождения идеи до финальной постановки. Представлены юридические аспекты, которые способны обеспечить справедливость и защиту прав хореографов на мировом уровне.   

Ключевые слова:
хореография, авторское право, хореографическое произведение, юридическая защита, лицензирование   


Защита авторского права в хореографии — ключевой аспект, который поднимается в контексте эстетики и танцевального искусства. Это введение в мир творческих движений, где каждый шаг имеет свою историю, и где уважение к интеллектуальной собственности становится неотъемлемой частью процесса.Хореографическое произведение является результатом профессиональной творческой деятельности в области танца. Хореографическое произведение как самостоятельный объект авторско-правовой охраны может быть представлено в качестве отдельных хореографических номеров в виде танцев в аудиовизуальных произведениях, танцевальных композиций фигуристов, мастеров художественной гимнастики, в составе номеров эстрадных исполнителей, танцевальных сцен в театрально-зрелищных постановках, включая оперу, оперетту, балет и т.д. [1]. Прежде чем танец становится творчеством, хореография прошла долгий путь эволюции признания своей уникальности. Международные соглашения, такие как Бернская конвенция, выступают важным руководством, определяя стандарты для защиты авторских прав в хореографии.Согласно Бернской конвенции, хореографии признаются объектами авторского права без необходимости регистрации. Это означает, что момент, когда хореограф воплощает свои творческие идеи в движения, считается моментом возникновения авторских прав на его произведение. Для хореографов это имеет важное значение, поскольку они автоматически обладают правами на свои хореографии и могут контролировать их использование без необходимости подачи заявок на регистрацию. Это устраняет необходимость в сложных процедурах и предоставляет хореографам немедленное признание и защиту их интеллектуального труда.Бернская конвенция также подчеркивает важность уважения прав хореографов в контексте заключения договоров. Договоры, связанные с использованием хореографий, должны учитывать авторские права хореографов и предоставлять им возможность контролировать, как и где их произведения используются.Хореография, как форма искусства, представляет собой уникальный творческий процесс, начало которого заключено в моменте вдохновения танцора. Этот процесс простирается от первой идеи до финальной постановки. От выбора музыки до разработки уникальных движений, каждый этап является частью творческого процесса. Индивидуальный вклад хореографа, его эмоции и опыт, становятся ключевыми компонентами оригинальности.Оригинальность в хореографии не просто заключается в избегании шаблонов, а в создании собственного уникального языка движения. К критериям оригинальности можно отнести: творческую идентичность, избегание клише, эксперименты и инновации [2, с. 17]. Хотя хореография является высокоинтеллектуальным искусством, её юридическая защита представляет собой запутанный лабиринт, где каждый шаг требует внимательного взгляда на детали. Истории судебных исков ярко свидетельствуют о том, как танцевальные движения могут стать предметом спора, подчеркивая необходимость справедливости и уважения к творческому вкладу хореографов.Несколько ключевых правовых аспектов в контексте хореографии могут быть рассмотрены:1.Авторское право.Хореографы-постановщики автоматически приобретают авторские права на свои произведения с момента их создания. Это право позволяет создателям контролировать использование и распространение их танцевальных композиций.2.Доказательство оригинальности.В случае судебных разбирательств или исков о нарушении авторских прав, хореографам часто требуется предоставить доказательства оригинальности своего творения. Это может включать в себя записи, заметки, видеоматериалы или другие материалы, подтверждающие процесс создания.3.Определение нарушения прав.Нарушение авторских прав в хореографии может включать в себя несанкционированное копирование, использование или изменение танцевального произведения без согласия хореографа. 4.Срок действия авторских прав.Авторские права на хореографию обычно действуют в течение определенного срока, который может варьироваться в разных юрисдикциях. После истечения срока право переходит в общественное достояние, и произведение становится свободным для использования.5.Международные аспекты.Поскольку хореография признается международными соглашениями, такими как Бернская конвенция, соблюдение международных стандартов важно для хореографов, работающих в различных странах.Все эти правовые аспекты служат для защиты творческого вклада танцоров-постановщиков, обеспечивая им не только признание, но и справедливую возможность контролировать использование своих произведений в различных сферах искусства и развлечений [3].Лицензирование в хореографии играет ключевую роль в распространении и коммерческом использовании творческих произведений. Хореографы, обладающие авторскими правами, могут предоставлять лицензии на свои произведения, открывая путь для их использования исполнителями, танцевальными компаниями и другими заинтересованными сторонами [4].В процессе лицензирования ключевыми моментами становятся различные типы лицензий. Эксклюзивная лицензия предоставляет право использования произведения только одной стороне, тогда как неэксклюзивная дает хореографу возможность предоставить право использования своего танца нескольким сторонам одновременно.Определение условий лицензирования также играет важную роль. Территория определяет географическую область, в которой разрешено использование произведения, а срок действия устанавливает период, в течение которого сторона имеет право исполнять танец. Размер платы за лицензию также является существенным аспектом соглашения.Для обеспечения соблюдения условий лицензии включаются положения о контроле за использованием произведения.Кроме того, лицензирование открывает двери для коммерческого использования танца в различных контекстах, таких как театральные представления, телевизионные шоу, фильмы, корпоративные мероприятия и рекламные кампании. Таким образом, через механизм лицензирования хореографы-постановщики не только получают возможность монетизации своего творчества, но и способствуют широкому распространению и популяризации своих произведений в различных сферах искусства и развлечений.Хореография — это не просто набор движений, а искусство, заслуживающее защиты и признания. За кулисами танцевальных постановок скрывается целый мир творчества, в котором авторское право становится стражем интеллектуальной собственности. В будущем эти правовые аспекты будут продолжать развиваться, обеспечивая поддержку и вдохновение для новых поколений хореографов и танцоров.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ковалевская Е.В. ХОРЕОГРАФИЯ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 451 - 456. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11897 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11897



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.