'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 66

Просмотры  29 просмотров

Григорьева А.А., Лифанова М.В.

  


ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ успешной борьбы с коррупционными преступлениями Республики Сингапур. На основе проведенного исследования выявлены основные факторы, способствующие эффективной реализации антикоррупционной политики государства.   

Ключевые слова:
коррупция, коррупционные преступления, антикоррупционная политика, политическая система государства, экономическая система государства, государственный служащий   


Антикоррупционная политика государства представляет собой комплекс взаимосвязанных основополагающих принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений.Эффективность антикоррупционных мер справедливо рассматривать как успешность или результативность проведенной политики против преступлений коррупционной направленности. Успешность в данном случае предполагает положительную оценку той или иной деятельности. Однако стоит отметить, что реализация мер, направленная на противодействие коррупции, имеет переменный успех, что связано как с особенностями самого государства, так и со сложностью самого феномена коррупции в принципе.В настоящее время среди стран Азиатско-Тихоокеанского Региона Республика Сингапур является наименее коррумпированным государством наряду со странами Скандинавии. К моменту обретения полной независимости (1965 г.) Республика Сингапур представляла собой страну с низким уровнем экономического развития, политическая система которой была высоко коррумпированной, а большая часть населения – неграмотным [2, с. 33]. Однако за небольшой промежуток времени Сингапур стал высокоразвитым государством, одним из крупнейших финансовых центров Азии, а также смог достичь значительных успехов в области противодействия коррупции, что стало возможным, прежде всего, благодаря реализации эффективной национальной антикоррупционной политики. В настоящее время к мерам противодействия коррупции, используемым в Республике Сингапур, относятся:1. Наличие сильной политической воли [4, с. 240] Под политической волей в данном случае понимается действующая национальная стратегия противодействия коррупции, а также активная поддержка реализации этой стратегии политической элитой, поскольку эффективность антикоррупционных мер возможна в случае реального стремления правящего руководства государства решить эту серьезную проблему. Основная роль в формировании и реализации политической воли, как правило, принадлежит главе государства, который имеет наибольшие полномочия по обеспечению национальной безопасности, руководства и координации деятельности правоохранительных структур. Впервые инициатива противодействия преступности в данной области была принята первым Премьер-министром Республики Сингапур Ли Куан Ю в начале 1960-х гг. [4, с. 242]. Именно с этого момента был обозначен вектор на формирование неподкупного государственного аппарата и гражданского общества, основанных на уважении законов, социальном равенстве и социальном благополучии, открытости, а также меритократии. Другими словами, закон должен действовать для всех граждан одинаково, независимо от занимаемой ими должности, политических предпочтений и приближенности к правящей власти. Таким образом, устранение коррупции и повышение доверия и уважения среди граждан – приоритетное направление внутренней политики Сингапура.2. Создание эффективной системы правового регулирования. Для эффективного функционирования антикоррупционного механизма, в первую очередь, была создана нормативно-правовая база [1, с. 7]. 17 июня 1960 г. был принят Закон «О предотвращении коррупции», который определил направления антикоррупционной политики, а также виды преступлений и меры наказания за них как в государственном, так и частном секторах. Позже, 16 сентября 1963 г., была принята Конституция Сингапура, в которой были отражены основные принципы противодействия преступности. В результате введения универсальных нормативных актов исчезла двусмысленность и неоднозначность, была создана жёсткая система наказаний для всех государственных служащих, которые были лишены права неприкосновенности. Кроме того, был введен основополагающий принцип антикоррупционной политики – «презумпция виновности» [3, с. 68] В соответствии с реализацией данного принципа в качестве доказательства виновности во взяточничестве используется материальное состояние государственного служащего, которое по оценке не соответствует его законным трудовым доходам. Обеспечением соблюдений законов в сфере противодействия коррупции занимается специализированный орган – Бюро по расследованию коррупционных случаев (далее – Бюро), который обладает политической и функциональной самостоятельностью [3, с. 68]. В соответствии с Законом «О предотвращении коррупции» к основным функциям Бюро относятся: – рассмотрение жалоб по фактам коррупции, – контроль над деятельностью государственных служащих, – расследование преступлений, – задержание, – проведение обыска, – проверка банковских счетов и имущества подозреваемых. Кроме того, данный государственный институт занимается отбором кандидатов на высокопоставленные должности, проводит собеседования на вакантные места и организовывает тендеры на государственные заказы. Также Бюро отвечает за реализацию основополагающего принципа честности и неподкупности в государственной службе, а также контролирует деятельность предрасположенных к коррупционным проявлениям политических институтов с целью выявления и устранения возможных слабостей в системе управления, рекомендуя принять соответствующие меры. 3. Предоставление реальной автономии судебным органам. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, в Сингапуре судебные органы обладают полной свободой и независимостью [3, с. 10]. Это обеспечивает идеальное взаимодействие между исполнительной властью, Национальным бюро по расследованию коррупционных случаев, а также судебной системой, что делает антикоррупционную политику страны более эффективной. Примечательно, что, как и в большинстве государств, в Республике Сингапур высшей судебной инстанцией является Верховный суд, в состав которого входят Апелляционный суд и Высший суд. Они выносят решения как по гражданским, так и уголовным делам, включая экономические преступления и преступления коррупционной направленности.4. Повышение заработных плат государственным служащим. Сингапурское правительство обратило внимание на причины существования коррупции – социально-экономическое положение чиновников. Однозначно, что лица, наделённые властью, получая низкие заработные платы, будут компенсировать их взятками. Поэтому, чтобы снизить влияние данного фактора, государственным служащим повысили оплату труда и одновременно ввели жесткую систему ответственности за коррупционные правонарушения. Стоит отметить, что методика расчёта заработной платы государственных служащих, которая была введена в самом начале реализации антикоррупционной политики, действует в Республике Сингапур и в настоящее время [4, с. 244]Помимо вышеизложенных антикоррупционных мер в Сингапуре действуют эффективная система юридической ответственности, которую можно представить следующим образом (Рис. 1.). /Рис. 1. Меры наказания за коррупционные преступления в Сингапуре.Таким образом, данные меры, принятые сингапурскими государственными органами для борьбы с коррупцией, способствовали значительному снижению уровня коррупции в Сингапуре.С нашей точки зрения, реализация комплекса мер, направленного на формирование политической воли в сочетании с созданием эффективной нормативно-правовой базы, антикоррупционных институтов, автономной судебной системы является самым результативным методом борьбы с коррупцией. Прежде всего, это объясняется тем, что независимо от количества принимаемых внесистемных мер по противодействию коррупции, именно слаженная работа антикоррупционного механизма приводит к наиболее положительным результатам (Риc. 2.). /Рис. 2. Три составляющие эффективной антикоррупционной политики.Вот почему некоторые страны до сих пор испытывают большое количество трудностей в борьбе с коррупцией, несмотря на многочисленное количество предпринимаемых мер. Причина в том, что основные три составляющие антикоррупционного механизма, как правило, функционируют в государстве обособленно. Либо реализуется политика по формированию политической воли и судебной автономии, но при этом отсутствует эффективная правовая база, либо имеется эффективная правовая база, но отсутствует политическая воля и судебная автономия. Республика Сингапур относится к числу именно тех стран, которые осознали, что реализация политики по борьбе с коррупцией обязательно должна включать в себя сочетание этих трех составных элементов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Григорьева А.А., Лифанова М.В. ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 378 - 384. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11884 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11884



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.