'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  50 просмотров

Винокуров Д.Ю.

  


УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ РАЗВИТИЯ АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА *

  


Аннотация:
данная статья посвящена проблемам и рискам, возникающим в процессе реализации проекта развития автодорожной инфраструктуры, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, а также способам их управления.   

Ключевые слова:
автодорожная инфраструктура, инвестиционно-строительный проект, государственно-частное партнерство, инвестиционные риски   


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие автодорожной инфраструктуры является одной их наиболее приоритетных задач государства в целях повышения качества жизни граждан нашей страны, а также в целях укрепления национальной и экономической безопасности страны. Проекты развития автодорожной инфраструктуры могут быть чрезвычайно сложными и сопряжены с рисками, возникающие из различных источников. Подобные проекты по своей сущности динамичны и включают широкий спектр процессов, в которые активно вовлечено множество участников (субъектов) – частных лиц и организаций. В свою очередь, у участников с различным опытом и навыками формируются разные ожидания и интересы, что естественным образом создает проблемы, даже для самых опытных руководителей проектов и подрядчиков. Из чего следует, что анализ механизма управления рисками таких проектов актуален в попытке эффективного достижения их полной реализации.Следует отметить, что государственно-частное партнерства сегодня является довольно популярной формой взаимодействия государства и бизнеса, особенно это касается развитие автодорожной инфраструктуры, потому как около половины мировых инфраструктурных расходов относятся к транспортным.Поскольку государственно-частное партнерство напрямую имеет связь с инвестициями, проекты развития автодорожной инфраструктуры следует относить к инвестиционно-строительным проектам. В современных условиях инвестиционно-строительные проекты сопровождаются множественными проблемами реализации, в связи с чем, большое внимание уделяется совершенствованию системы управления и обеспечению их экономической безопасности. Актуальность планирования, мониторинга создания затрат на строительство и эффективное взаимодействие участников процесса обусловлены постоянным и объективным влиянием риска потребности в инвестиционных ресурсах для завершения строительства. Среди методологических проблем развития инвестиционно-строительных процессов в России следует выделить неразвитость института финансово-экономической экспертизы и контроля за эффективностью и экономической безопасностью инвестиционно-строительных проектов [3].Российский опыт свидетельствует, что компании инвестиционно-строительных проектов функционируют в таких формах как проектная компания, компания-оператор, девелоперская компания и специализированный застройщик. В модели проектного финансирования, компания – это юридическое лицо, специально созданное для реализации инвестиционного проекта [3]. Устав такой компании (общества) содержит положение о том, что предметом деятельности указанного юр. лица является реализация соответствующего инвестиционного проекта. Основной целью создания компании является конкретное обособление имущества проекта, четкое направление и распределение этого имущества в целях реализации проекта и предоставления залога кредиторам.Очевидно, что инвестиционно-строительные проекты соответствуют требованиям проектной модели финансирования в контексте долгосрочности, капиталоемкости, разделения рисков, целевого использования средств, что предполагает их специфические признаки реализации:технико-технологическое, экономическое, правовое обеспечение,возложение ответственности за конкретный риск на конкретного участника цепочки проекта с условием обеспечения эффективной деятельности,целевое обеспечение доходности проекта,приоритет инвестиционных потоков проекта над активами и др.Управление инвестиционно-строительным проектом представляет собой комплекс организационных и контрольных мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность и эффективное достижение целей на протяжении всего жизненного цикла проекта [6]. То есть, в функции проектной компании входит коммуникация между субъектами инвестиционно-строительного процесса, координация и контроль реализации проекта, обеспечение целевого использования денежных средств, обеспечение экономической безопасности и эффективного осуществления проекта.Формализация инвестиционно-строительного проекта предполагает принятие стоимости в качестве базового показателя устойчивости в критериальном наборе показателей. При формировании стоимости проекта следует различать его статус «до реализации» и «в процессе реализации», когда в соответствии с жизненным циклом проекта его показатели и параметры изменяются [5].Для жизнеспособности проектного финансирования необходимы гарантии финансовой устойчивости строительного проекта и выполнение договорных обязательств по распределению денежных потоков. В то же время существует потребность кредиторов (инвесторов) в предоставлении полной и достоверной информации о проекте, контроле и развитии договорных отношений для обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительного проекта. Условиями проектного кредитования (инвестирования) должны быть предусмотрены обязательства строительной компании, обеспечивающие банку контроль за технико-экономическими параметрами проекта, включая предварительное согласование с банком следующих аспектов:основных условий договора участия в долевом строительстве,внесение изменений в проектную документацию, влияющих на технико-экономические показатели проекта,изменения сроков строительства,в условиях кредитования должны быть предусмотрены положения, обеспечивающие контроль банка в отношении целевого использования денежных средств,открытие проектной компанией расчетного счета в банке и осуществление расчетов только через него,согласование реестра платежей с банком до выдачи каждого транша кредитных средств с подтверждением объема и стоимости выполненных работ [4].При этом, к перечню критериев, обеспечивающих устойчивость проектного финансирования, необходимо добавить субъективные критерии, такие как структура капитала и ликвидность активов строительной компании, оборачиваемость активов, показатели эффективности проекта.На прединвестиционной стадии, обеспечение экономической безопасности должно основываться на финансовом моделировании и бюджетировании инвестиционно-строительного проекта. В результате формирования финансовой модели и разработки бюджета проекта определяются временные ряды финансовых показателей инвестиционно-строительного проекта. Оценку устойчивости финансовых показателей проекта необходимо осуществлять на основе анализа чувствительности, то есть оценки степени влияния ключевых факторов на результаты финансовых прогнозов на этапе планирования. К ключевым факторам чувствительности относятся исходные данные, допущения и ограничения финансовой модели, фактические значения которых в силу невозможности их точной оценки или присущей им волатильности могут существенно отклоняться от значений, заложенных в финансовой модели. К ним относятся:цены на готовую продукцию и тарифы на услуги,объем производства и продаж, загрузка производственных мощностей,задержки ввода объекта инвестирования в эксплуатацию и выхода на проектную мощность,цены на основное сырье и материалы, топливо, рабочую силу, задержки платежей, продолжительность расчетного периода и др. [3].Особенность экономико-математической сущности анализа устойчивости инвестиционно-строительного проекта заключается в оценке ожидаемого среднего отклонения определенного фактора, и полученного результата проектирования в случае отклонения переменной от базового значения. На основании выполненных расчетов осуществляется ранжирование факторов по степени значимости. В каждом случае оценивается возможность прогнозирования результативного показателя проекта от исходного параметра. Перечисленные операции, проводимые на прединвестиционной стадии, позволяют учесть основные принципы адаптивного управления, что в дальнейшем позволит разработать и внедрить систему мониторинга инвестиционно-строительных проектов.Следовательно, экономическая безопасность инвестиционно-строительного проекта в контексте финансового моделирования и бюджетирования должна быть обеспечена совокупностью следующих параметров и показателей:выполнение нормативно-правовой базы,разработка регламентов финансовой модели и бюджета финансирования проекта с учетом отраслевого фактора,разработка методов оценки и обеспечения финансовой устойчивости проекта,формирование комплекса методов оценки и управления стоимостными параметрами проекта,методологическая разработка многокритериальной оценки эффективности проектов,внедрение адаптивной системы управления проектами, формирование базы проектного финансирования.На этапе реализации инвестиционно-строительного проекта часто возникают непредвиденные обстоятельства, связанные с внешними и внутренними воздействиями/взаимодействиями между участниками процесса, что вызывает множественные отклонения параметров проекта от запланированных. На данном этапе проекта возможен перерасход бюджета проекта, что требует изменения структуры первоначального капитала и системы распределения рисков: пересмотр параметров кредитования, дополнительная эмиссия акций проектной компании, выпуск субординированного долга, смена инвесторов, и т. д.В процессе внутреннего контроля исполнение соответствующих функций осуществляется субъектом создания добавленной стоимости (исполнителем). Задачей организации внутрипроектного контроля является определение потребности в исходных данных и их отчетности, формы и содержания отчетов, непосредственная организация процессов регулярного сбора и анализа информации. Следует подчеркнуть обязательную нормативно-методическую и практическую совместимость вышеуказанных процедур с обычной деятельностью экономического субъекта. Периодичность контрольных мероприятий определяется исходя из бюджетных периодов как подрядных работ, так и периодов общего бюджетирования, отчетности, бухгалтерского и управленческого учета компании. Формализация выбранной отчетности по проекту должна отражать состояние проекта в виде контролируемых учетно-аналитических показателей по сравнению с бюджетом на основе единых подходов и критериев.Кроме того, необходимо создать систему документооборота и соответствующую функциональную структуру, так как стоимость любых изменений в проекте должна быть просчитана, согласована и задокументирована. В результате анализа собранных данных появляется возможность определить, соответствует ли текущая ситуация запланированной, если нет, то определить масштаб отклонений и их последствия.Общий контроль со стороны проектной компании предполагает сопоставление фактически выполненных работ с поэтапным планом работ по каждому контракту. Для этого следует разработать регламент отчетности контрагента и форму для документирования изменений.Для ведения общего контроля за стоимостью инвестиционно-строительного проекта можно предложить составление реестра договоров по данному проекту с учетом общих контролируемых показателей и общей стоимости услуг. При необходимости возможна дифференциация этой стоимости по видам работ и сумме платежей с учетом объема принятых работ.Участники инвестиционно-строительной деятельности имеют различные экономические интересы, что формирует специфические требования к контрольной оценке стоимости проекта. Для повышения эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов целесообразно привлекать независимых профильных консультантов, выполняющих следующие функции:оценка достоверности ценовых факторов в сметной документации,надзор за ходом строительства на соответствие договорным и фактическим проектным показателям,проверка объемов и стоимости выполненных работ, предъявляемых к оплате строительно-монтажными организациями,предотвращение переплаты финансовых средств исполнителям работ на основе своевременного выявления:проверка стоимости строительных материалов, предъявленных к оплате в актах приемки,оценка объема инвестиций в незавершенное строительство,ведение учета объемов и стоимости некачественно выполненных строительно-монтажных работ, затрат на устранение дефектов и переделок [6].В ходе реализации инвестиционно-строительного проекта поэтапно определяются результаты и отклонения от плановых показателей, разрабатываются мероприятия по управлению изменениями.При адаптивном управлении необходимо оптимизировать и тщательным образом скорректировать параметры инвестиционно-строительного проекта по достижению соответствующих его целей в текущем цикле управления, и восстановить устойчивость инвестиционно-строительного проекта. Способы воздействия на устойчивость инвестиционно-строительного проекта в соответствии с принципами адаптивного управления предполагают:снижение требований к целевой функции,увеличение ресурсобеспеченности, создание резервов и повышение взаимозаменяемости ресурсов,повышение степени маневренности,оптимизация структуры проекта.Таким образом, рассмотрев особенности инвестиционно-строительных проектов, можно сделать вывод о том, что их экономическая безопасность содержится в безрисковом обеспечении этапов (инвестиционный замысел, финансовое планирование, бизнес-планирование, управление реализацией проекта, проектирование, поставка оборудования и материалов, строительство, эксплуатация) инвестиционно-строительного процесса.Подводя итог, отметим, что критерием успеха любого проекта является своевременное его завершение, в рамках определенного бюджета и требуемой производительности (техническое требование). Основными препятствиями для их достижения являются изменения в среде проекта (проблемы умножаются с масштабом проекта). Проекты развития автодорожной инфраструктуры подвержены воздействию неопределенной среды из-за таких факторов, как планирование, инвестирование, сложность проектирования и строительства, наличие различных групп заинтересованных сторон (собственник, консультанты, подрядчики, поставщики и т. д.), доступность ресурсов (рабочей силы, материалов, оборудования), факторов окружающей среды, законодательных норм и политической среды.Обеспечение экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов возможно через эффективную координацию взаимодействий участников проекта.В связи с чем, автором предложен адаптивный механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов в контексте составляющих его элементов: организационно-управленческого, нормативно-правового, финансово-бюджетного, инвестиционно-инновационного и страхового механизмов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Винокуров Д.Ю. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТАХ РАЗВИТИЯ АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 56 - 65. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11828 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11828



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.