'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  55 просмотров

Айдаров А.А., Матыцина Н.П.

  


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности психологических характеристик менеджеров (мужчин и женщин) в рамках управления образовательными организациями. Выявлена актуальность проблемы, определено общее направление изучения психологических характеристик, проанализированы особенности психологических компонентов структуры личности мужчин и женщин-менеджеров в системе образования, определена их взаимосвязь с управленческим потенциалом.   

Ключевые слова:
психологические характеристики, мужчина, женщина, управленческая деятельность, образовательные организации   


В настоящее время проблема оптимизации управленческой деятельности образовательных организаций (ОО) является одной из ключевых. Это связано с тем, что от качества управленческой деятельности зависит функционирование всей системы образования, своевременность и эффективность решения проблем, удовлетворенность трудом педагогических работников и многие другие факторы полноценной профессиональной деятельности. Научные разработки многих современных исследователей указывают на необходимость изучения психологических особенностей женщин и мужчин-менеджеров, о чем свидетельствует практика управления ОО. Это связано с тем, что гендерные особенности влияют на формирование личностного стиля деятельности, который определяет компетентность, специфику эмоциональных реакций, стрессоустойчивость и копинг-стратегии, гибкость, а также психологическую готовность к инновациям. Ученые отмечают важность учета "гендерных механизмов в системах организационного управления"[4, с. 63]. [Д. С. Г. Добротворская и со авторы считают, что закономерность формирования" общепрофессиональных характеристик личности и программ повышения квалификации" также определяет актуальность исследования, Д. С. Г. Добротворская и со авторы считают, что закономерность формирования "общепрофессиональных характеристик личности и программ повышения квалификации" также определяет актуальность исследования. [2, p. 486]. [2, с. 486], с учетом психологических особенностей пола, комплексная деятельность ответственного за ОУ создает необходимые условия для формирования структуры психологических характеристик, определяющих его отношение к различным аспектам профессиональной деятельности и. способствующих или препятствующих реализации ее успешности, Л. П. Вершинина[1, с. 231]в своем исследовании четко выделяет у современного руководителя психофизические качества, которые автор классифицирует последующим категориям :-личностные качества современных менеджеров(самооценка, самоконтроль, трудолюбие, ответственность, решительность и др. психофизиологические качества (темперамент, эмоциональная устойчивость, когнитивные процессы и др. ), -оперативные качества (умение строить отношения в коллективе, сотрудничать, учитывать интересы всех субъектов образовательной деятельности при принятии решений, конструктивно влиять и др.), - организационно-управленческие качества (например, принимать решения совместно со всеми субъектами образовательной деятельности). организаторские и управленческие качества (например, учитывать интересы всех при принятии решений, оказывать влияние в конструктивной манере). Экспертиза в области преподавательской и управленческой деятельности. Мы проанализировали современные исследования гендерных аспектов управленческой деятельности [1, 2, 3, 4, 5] и систематизировали основные психологические характеристики , которые реально присутствуют в деятельности современных руководителей международного образованияИз таблицы видно, что к управленческой деятельности мужчин относятся эмоциональная устойчивость, управленческий консерватизм и авторитарность. Результаты исследования С. Г. Добротовской и со авторов (объектом исследования стали 120 мужчин и женщин-менеджеров ОУ) показали следующие различия в психологических характеристиках менеджеров. "уверенность и смелость в общении, уверенность в позитивном принятии других, отсутствие внутреннего напряжения и эмоционального контроля "[2, с. 492] по сравнению с женщинами, что означает. [И мужчины, и женщины имеют высокие показатели самооценки и самоактуализации. Общими для обоих полов являются такие качества, как высокая выраженность самооценки, эмоциональный интеллект, навыки меж субъектного общения и творческие качества. -Согласно профилю личностных качеств, женщины-менеджеры набрали больше баллов по "Дипломатичности", "Силеэго" и "Высокомуинтеллекту"[2, с. 492]. [2, p. 492], что говорит о том, что женская выборка характеризуется как спокойные, проницательные, стойкие и демонстрирующие психическую компетентность руководители. -Согласно личностному профилю мужчин-руководителей, выделяются высокий интеллект и дипломатичность. Кроме того, обобщив проведенные исследования, авторы пришли к выводу, что у женщин-руководителей преобладают покорные черты по сравнению с мужчинами, а также что у женщин выше показатели прагматизма в стиле управления. В заключение следует отметить, что проблема научного анализа психологических особенностей женщин и мужчин в управленческой деятельности системы образования изучена недостаточно и требует дальнейшей разработки. Существующие концепции намечают направления исследований, связанных с определением психологических качеств руководителей по гендерному признаку, а также определением их влияния на качество работы руководителей образовательных учреждений. Результаты исследования показывают, что в структуре личностных характеристик руководителей независимо от пола преобладают такие качества, как самоуважение и самореализация, настойчивость, дипломатичность, высокий интеллект и креативность. Женщины-менеджеры демонстрируют эмоциональную неустойчивость, недооценку своих возможностей и конформизм при осуществлении управленческой деятельности. Менеджеры-мужчины, напротив, проявляют авторитарность, ригидность, консерватизм и непрактичность в управлении. Учет выявленных психологических характеристик способствует разработке плана развития карьеры в рамках карьерного роста инновационных менеджеров на предприятиях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Айдаров А.А., Матыцина Н.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 4. С. 25 - 29. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11820 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11820



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.