'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 221

Просмотры  76 просмотров

Куанышев Д.Н., Бүркітбай Ә.Ж., Койчубаева Д.С.

  


ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается актуальная проблема влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации. Проводится анкетирование, которое исследует использование социальных медиа в повседневной жизни в целях воспитания культуры и обмена знаниями в межкультурном опыте   

Ключевые слова:
межкультурные коммуникации, социальные сети, влияние онлайн-пространства, языковые барьеры, виртуальные сообщества, цифровая коммуникация   


УДК 316

Куанышев Д.Н.

студент, гуманитарно-юридический факультет,

 «Ресторанное дело и гостиничный бизнес»

Университет «Туран»

(г. Алматы, Республика Казахстан)

 

Бүркітбай Ә.Ж.

сениор-лектор кафедры "Туризм и сервис"

Университет «Туран»

(г. Алматы, Республика Казахстан)

 

Койчубаева Д.С.

ассистент-лектор кафедры "Туризм и сервис"

Университет «Туран»

(г. Алматы, Республика Казахстан)

 

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации. Проводится анкетирование, которое исследует использование социальных медиа в повседневной жизни в целях воспитания культуры и обмена знаниями в межкультурном опыте.

 

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, социальные сети, влияние онлайн-пространства, языковые барьеры, виртуальные сообщества, цифровая коммуникация.

 

Социальные сети стали неотъемлемой составляющей в рутине современного человека, интернет охватил все сферы жизнедеятельности. Конечно, основной функцией социальных сетей остается общение. Обеспечение связью в онлайн-пространстве давно вышло на глобальный уровень, что создает благоприятные условия не только в общении с близкими друзьями, отправок открыток родственникам и коллегам, но и позволяет обзаводится новыми знакомствами и обмениваться опытом и информацией на различных виртуальных сообществах и обсуждениях в том числе, с представителями других стран, рас и этносов. В сети, как и в жизни, любой человек открыт как к восприятию опыта чужой культуры, так и к передачи своего. Такое взаимодействие представителей разных культур является определением термина «межкультурная коммуникация» [1]. Следует отметить то, что существуют различия между традиционной коммуникацией и цифровой, так как, цифровая коммуникация основывается на обмене текстовыми и голосовыми сообщениями и графической информацией. В следствии этого возникает вопрос о восприятии людьми информацией такого рода из интернета и о том, какое влияние оказывают социальные сети на межкультурные коммуникации.

Для исследования данной темы был проведен онлайн-опрос с целью рассмотрения воздействия социальных сетей на межкультурные коммуникации. Опрос затрагивает вопросы восприятия культурных различий, языковых барьеров, эффективности виртуальных сообществ и готовности культурного обмена в онлайн-среде. Полученные данные помогут выявить ключевые аспекты влияния социальных медиа на международное общение и послужат основой для рекомендаций по улучшению межкультурных коммуникаций в цифровой эпохе.

 Научная новизна в исследовании этой темы заключается в выявлении уникальных аспектов, посредством анализа ответов онлайн-опроса.

Объектом исследования является воздействие социальных медиа на межкультурные коммуникации.

Предметом исследования выступают вопросы восприятия культурных различий, таких как, преодоления языковых барьеров, оценки эффективности виртуальных сообществ и готовности культурного обмена.

Цель исследования – определение влияния социальных сетей на межкультурные коммуникации.

Задачи исследования: исследовать, как воздействие социальных сетей оказывает влияние на восприятие и взаимодействие между представителями различных культур.

Разработать опрос для выявления влияния социальных сетей на восприятие культурных различий, обмен культурными знаниями, а также на возможность создания позитивного межкультурного опыта.

Гипотезой статьи является утверждение о том, что интенсивное пользование социальными сетями способствует более открытому восприятию культурных различий.

Методы, используемые в исследовании – анализ материалов, синтез онлайн-опроса, метод дедукции для подтверждения или опровержения гипотезы, а также метод индукции для приведения конечного вывода.

В первую очередь, стоит определить само явление «культуры». Культура, по общепринятому мнению, охватывает всё, что было создано человеком, включая также произведения, которые он сам порождает: литература, искусство, обычаи, философия, язык. Александр Круглов писал: «Культура – видовой отличительный признак человека: сохраняемый и передаваемый опыт.» [2]. Олжас Сулейменов в своей книге «Аз и Я» [3] рассуждая о том, что многие тюркские и славянские слова имеют общие истоки, побуждает читателя задуматься о постоянной коммуникации и передачи опыта между представителями разных культур. Таким образом, культура всегда являлась предметом коммуникаций между разными народами, передавая друг другу знания и изучая разные аспекты, поддерживали связь.

В настоящее время онлайн-пространство может обеспечить общение людям с разных частей света, однако социальные сети не всегда стирали географические рамки. Например, самая глобальная социальная сеть Facebook* (* запрещен в РФ) долгое время являлась закрытым сервером для обмена сообщениями внутри университета, её создатель Марк Цукерберг о своих мыслях при создании локального приложения: «И я помню, как тогда говорил, что рад, что у нас в Гарварде появилась сеть, через которую можно было общаться, и что когда-нибудь кто-то сделает такую же сеть по всему миру.» [4].

На данный момент существует множество социальных сетей и мессенджеров помимо Facebook* (* запрещен в РФ), по сводке онлайн-опроса, самым используемым приложением среди опрошенных является Instagram* (* запрещен в РФ) (85% опрошенных-51 человек).

 

Рис. 1. Сводка используемых социальных сетей.

 

Instagram* (* запрещен в РФ) это социальная сеть для обмена фотографиями и видео, за счет этого, на вопрос о формировании культурных стереотипов формат контента соответствует данной социальной сети

Рис. 2. Формат контента для восприятия культурных стереотипов.

 

Стереотипы о культуре искажают представление человека о целом этносе, расе или людях, проживающих на территории определённой страны, поддерживая поверхностное восприятие человек может сформировать предвзятое мнение. Стереотипы в онлайн-пространстве формируют негативные культурные нормы, что может служить причиной межкультурного конфликта. Что может значить даже при полной вовлеченности человеком чужой культурой может не выстраиваться её адекватная оценка. Также у большинства опрошенных представление о других культурах посредством влияния социальных сетей было больше нейтральным – 40% опрошенных чем положительным - это 35% опрошенных, и лишь 1,7% отрицательное. Вместе с тем, на вопрос о том, как часто опрошенный пользуется социальными сетями с целью общения с представителями других культур 63% опрошенных выбрали вариант ответа «ежедневно». Наиболее часто встречающаяся проблема в коммуникациях с представителями других культур - это языковой барьер.

Для преодоления языкового барьера 61,7% опрошенных пользуются онлайн переводчиком, 33,3% обучаются языкам для того чтобы побороть языковой барьер, 1,7% пользуются услугами друзей переводчиков и 3,3% избегают общения с людьми. Языковые барьеры могут становятся преградой для обмена знаниями и опытом между представителями разных культур, это уменьшает эффективность коммуникаций и межкультурных связей. Не смотря на языковые барьеры, большая часть опрошенных согласна с высказыванием о том, что виртуальные сообщества являются способом укрепления межкультурных связей и с радостью поучаствовали бы в обмене культурными знаниями и опыта через социальные сети. Социальные сети привнесли огромный вклад в развитие межкультурных коммуникаций.

Рис. 3. Сводка вопроса оценки межкультурных коммуникаций.

 

Подводя итоги, можно сказать, что социальные сети оказывают положительное влияние на межкультурные коммуникации. Потому что люди заинтересованы в получении и передачи информации о разных культурах и открыты к программам обмена культурными знаниями. Виртуальные сообщества представляют собой эффективные инструменты для людей и способствуют углублению связей между культурами, преодолению языковых барьеров и созданию платформ для обмена ценным опытом. Тем не менее, несмотря на положительные аспекты, важно осознавать потенциальные риски, такие как распространение стереотипов и возможное искажение культурных представлений в сети.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гузикова М.О., Фофанова П.Ю. // Основы теории Межкультурной коммуникации. Екатеринбург 2015. -6-7стр.- [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream (Дата обращения: 08.12.2023);
  2. Круглов, Александр Васильевич // Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Круглов,_Александр_Васильевич (Дата обращения: 08.12.2023);
  3. Суйлеменов Олжас // АЗ и Я. Книга благонамеренного читателя. Алматы 1975. [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/books/75899/ (Дата обращения: 08.12.2023);
  4. Зеньков А. // Правдивая история основания Facebook. Москва 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/truth-about-facebook/ (Дата обращения: 08.12.2023)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Куанышев Д.Н., Бүркітбай Ә.Ж., Койчубаева Д.С. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 1420 - 1426. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11817 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11817



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.