'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 168

Просмотры  24 просмотров

Мелихов М.И.

  


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
рассмотрены такие понятия как лицензионные требования, лицензирование, отдельное внимание уделено изменениям в лицензировании отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, раскрыты особенности лицензирования в области пожарной безопасности.   

Ключевые слова:
лицензирование, мониторинг, лицензионные требования, пожарная безопасность   


На сегодняшний день лицензирование деятельности в области пожарной безопасности является одной из услуг нашего государства, реализация которой осуществляется МЧС России, а также территориальными органами [1] согласно действующему законодательства, НПА нашей страны. Актуальность выбранной темы текущего исследования обусловлена тем, что применение лицензирования деятельности в области пожарной безопасности позволяет расширить область контролирования по соблюдению требований пожарной безопасности на объектах защиты. При этом следует проводить анализ актуальных проблем лицензирования в области пожарной безопасности для выявления узких моментов в данной области. Следует отметить, что согласно законодательству, лицензирование деятельности в сфере пожарной безопасности [2] является одной из главных функций системы обеспечения пожарной безопасности. Согласно ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на территории нашей страны осуществляется регулирование процесса лицензирования. На сегодняшний день в области пожарной безопасности лицензированию [4] подлежат такие виды деятельности как: - деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, - деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Следует отметить, что в первую очередь осуществление лицензионного контроля нацелено на гарантировании выполнения работ и услуг, которые осуществляют лицензируемый вид деятельности в сфере пожарной защиты, определение и пресечение нарушений лицензионных требований. Стоит заметить, что в перечень данных требований включены и требования к опыту работы лиц и их квалификационного уровня, которые непосредственно осуществляют работу и услуги [3] в рассматриваемой сфере. Согласно законодательству под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, требующий получения лицензии согласно ФЗ, а совокупностью требований, устанавливающих положения о лицензировании конкретных видов деятельности, основанных на конкретных требованиях законодательства нашего государства, направленных на обеспечение достижения целей лицензирования.В свою очередь обеспечение устойчивого развития рыночной экономики нашей страны основывается на использовании гибких норм государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов [4], которые должны проходить актуализацию. Благодаря такому подходу обеспечивается соответствие положений действующих НПА России современным потребностям профессионального сообщества.На основании введенных с января 2021 года (с учетом изменений вступивших в силу с марта 2022 года) новых положений о лицензировании видов деятельности в области пожарной безопасности устанавливаются требования в области лицензирования, которые относятся к квалификации и опыту работы, выполняющие отмеченные выше цели. К примеру, при организации деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры в нововведениях лицензируемых требований определен единый подход, который устанавливает возможность наличия у соискателя лицензии или лицензиата, независимо от его формы собственности, работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида [3] деятельности и имеющего требуемое образование. Вместе с тем, при проведении деятельности, направленной на монтаж, ремонтные работы и техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты предполагается так же наличие в штате соискателя лицензии, поиски которого будут направлены на необходимое число специалистов, выполняющих разные услуги лицензируемых услуг. Отметим, что при совершении одного либо 2-х видов деятельности необходимо в штате не меньше двух специалистов, а при оказании пяти и более видов работ и услуг - в штате требуется не меньше 5 работников. Согласно утвержденным положениям в январе 2021 года не менее одного раза в 5 лет штатные сотрудники лицензиаты должны проходить необходимое обучение в сфере лицензируемой деятельности, которое распространяется на выполнение определенных работ.Следует отметить, что обучение штатных работников осуществляется в области лицензируемого вида деятельности дополнительного профессионального образования по типовым дополнительным профессиональным программам, направленных на повышение квалификации. При этом заметим, что согласно ранее действующим НПА повышение квалификации могли проходить только те штатные сотрудники, у которых было высшее либо среднее профессиональное образование. Согласно новых положениям в лицензировании деятельности [5], отметим, что увеличение числа штатных сотрудников с опытом работы в сфере пожарной защиты, полученного за время своей трудовой деятельности, но без профессионального образования, стало основополагающим фактором для необходимости изменений лицензирующих требований. Основываясь на вышеизложенное, заметим, что одной из главных задач является организация системы, при которой работающее население сможет непрерывно получать профессиональное обучение и знания [4], ведь в современном мире требуется применение соответствующих механизмов оценки профессиональных знаний работающих граждан. Таким образом, работодатель при наличии утвержденного профессионального стандарта получает возможность подтвердить соответствие уровня квалификации определенным требованиям предполагаемого сотрудника для выполнения трудовой деятельности. Если в данной области рассматривать обеспечения пожарной безопасности, то разработка и актуализация необходимых профессиональных стандартов [5] закреплены за Советом по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в ЧС. Согласно постановлению от 16 ноября текущего года внесен ряд изменений в лицензирование отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, которые вступят в силу с сентября 2024 года. Изменения коснулись лицензирования, относящегося к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты. Так, согласно новому положению ИП получит возможность быть сам у себя лицом, ответственным за осуществление лицензируемых видов деятельности [5]. В действующей редакции такого права у ИП нет. Помимо этого, в новом положении добавлена возможность подписи с применением усиленной неквалифицированной электронной цифровой подписи, как для юридического лица [4], так и для ИП. Что касается изменений в положении о лицензировании деятельности в области тушения пожаров, в качестве нововведений стало то, что сотруднику, назначенному ответственным лицом, разрешается не проходить профессиональную переподготовку, при наличии у него высшего образования по направлению «Техносферная безопасность». На сегодняшний день сотрудник, ответственный за тушение пожаров, помимо лицензионных требований, должен иметь среднее либо высшее образование по специальности «Пожарная безопасность». Помимо этого, будет отменено требование, которое обязывает подтверждать отсутствие медицинских противопоказаний для сотрудников для исполнения своих должностных обязанностей, которое на сегодняшний день является обязательным. Также с сентября 2024 года изменяется срок проведения аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, в частности прохождение аттестации остается так же равным десять рабочих дней, но при этом МЧС России должен обеспечить претенденту шанс на прохождение квалифицированного экзамена [5] не менее пяти рабочих дней. Проведение аттестации будет завершено, согласно новому положению, с момента, когда будет вынесено одно их решений об аттестации.Вместе с тем, в новом положении будет расширен перечень причин, которые позволят претенденту повторно подать заявление о прохождении аттестации спустя 2 месяца после ее завершения. Таким образом, в следующем году в лицензировании деятельности в области пожарной безопасности произойдут существенные изменения, которые расширяют возможности претендентов на планирование или осуществление лицензируемой деятельности в области пожарной безопасности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мелихов М.И. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 1097 - 1102. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11764 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11764



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.