'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 150

Просмотры  36 просмотров

Белов Н.С.

  


СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ *

  


Аннотация:
стандартизация процессов и процедур управления инвестиционно-строительными проектами является важным шагом для обеспечения их эффективной и успешной реализации. Необходимо рассмотреть аспекты стандартизации для успешного интегрирования системы управления проектом.   

Ключевые слова:
стандартизация, управление, государственные проекты   


Проекты с государственным участием включают различные виды проектов, которые осуществляются при участии государства или контролируются государственными органами. Ниже представлены некоторые типы таких проектов:1. Инфраструктурные проекты. Это проекты, направленные на развитие и модернизацию государственной инфраструктуры, такие как строительство и реконструкция дорог, мостов, аэропортов, железнодорожных станций, портов, энергетических объектов и прочих инженерных систем.2. Объекты социальной сферы. Включают проекты в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта, которые разрабатываются с целью создания или улучшения государственной социальной инфраструктуры. Это могут быть строительство больниц, школ, университетов, театров, стадионов и других социально значимых объектов.3. Жилищное строительство. Государственное участие в жилищных проектах может включать строительство и субсидирование доступного жилья для населения, реализацию программ реновации или модернизации существующего жилищного фонда, а также проекты по созданию комфортных жилищных условий для определенных категорий граждан.4. Промышленные и технологические парки. Государственное участие в создании и развитии промышленных парков и технопарков направлено на привлечение инвестиций и ускорение развития определенных отраслей экономики. Такие проекты могут предоставлять инфраструктуру, льготы и поддержку для привлечения и поддержки технологических, инновационных или промышленных предприятий.5. Транспортные проект. Включают строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры, такой как дороги, магистрали, транспортные узлы, железнодорожные линии, аэропорты и порты. Государственное участие может быть связано с финансированием, регулированием или контролем таких проектов.Это всего лишь некоторые примеры инвестиционно-строительных проектов с государственным участием. В каждой стране и регионе список таких проектов может отличаться в зависимости от потребностей и приоритетов развития. Окончательное описание проектов, их финансирование и участие государства зависит от конкретных национальных и региональных правовых и экономических условий.Стандартизация процессов и процедур управления инвестиционно-строительными проектами является важным шагом для обеспечения их эффективной и успешной реализации. Ключевые аспекты стандартизации в этой области:1) Планирование проектаВ начале процесса управления проектом разрабатывается план и оценка его потенциала, который включает в себя анализ потребностей общества, цели, сроки, бюджет и ресурсы. При этом учитываются требования государства, соответствующие законодательные акты и регуляторные нормы.2) Подготовка документацииПри подготовке инвестиционно-строительных проектов необходимо составить полный пакет документов, включающий технико-экономическое обоснование, проектную документацию, оценку воздействия на окружающую среду и другие необходимые документы. Все это обеспечивает прозрачность и законность процесса.3) Создание проектной документацииРазработка стандартов и шаблонов для различных документов и планов, таких как техническое задание, бизнес-план, график работ, бюджет и прочие. Такие стандарты помогут унифицировать форматы и содержание документов, упростить процесс их разработки и обновления. Процесс включает в себе составление полного пакета документов (техническое задание, проектная документация, оценка воздействия на окружающую среду, получение разрешения), проведение конкурсных процедур и подписание контрактов со сторонними исполнителями.4) Финансирование проектаГосударство обеспечивает финансирование инвестиционно-строительных проектов через различные источники, такие как государственные бюджеты, займы, гранты и партнерство с частными инвесторами. Обычно процесс финансирования включает разработку бюджета проекта, привлечение финансирования и контроль потребления средств.Процесс можно разбить на следующие этапы: Определение источников финансирования (государственные бюджеты, займы, гранты, частные инвесторы) Разработка бюджета проекта и его утверждение со стороны государства, Процедура привлечения финансирования и распределение средств.5) Определение процедур управления проектомОпределение стандартных процедур и этапов управления проектом, включая планирование, оценку рисков, контроль исполнения, коммуникации и т.д. Такие процедуры помогут обеспечить системность и последовательность действий во всех фазах проекта, а также облегчат контроль и управление им.6) Разработка системы управления качествомСоздание стандарта системы управления качеством для инвестиционно-строительных проектов. Это позволит установить критерии и методы оценки качества проекта, а также определить ответственности и роли участников проекта. Определение стандартных KPI, которые позволят измерять эффективность и продвижение проекта, такие как сроки выполнения работ, затраты, качество исполнения и другие показатели. Это поможет в оценке результативности и принятии решений по проекту.7) Закупка и контрактные отношенияВ процессе управления инвестиционно-строительными проектами с государственным участием занимаются вопросами закупки оборудования, материалов и услуг. Это включает в себя разработку стратегии закупок, условий контрактов, проведение торгов и контроль за соблюдением законодательства и процедур при закупках, организацию доставки и хранения материалов и оборудования.8) Строительство и контроль качестваПосле оформления всех необходимых документов и заключения контрактов начинается строительство проекта. Государство осуществляет строгий контроль за соблюдением технических требований и нормативов, а также за соблюдением сроков и качества работ.9) Мониторинг и оценкаНепрерывный мониторинг и оценка проекта являются основными процессами, необходимыми для успешного управления инвестиционно-строительными проектами. Это включает контроль над выполнением плана, финансового состояния, соблюдением сроков и качества работ. Результаты мониторинга используются для корректировки проекта и принятия стратегических решений.10) Управление рисками и изменениямиУправление рисками и изменениями является неотъемлемой частью проектного управления. При управлении инвестиционно-строительными проектами с государственным участием часто возникают непредвиденные события и изменения, которые могут влиять на проект. Необходимо разрабатывать планы управления рисками и изменениями, чтобы эффективно управлять возникающими проблемами и минимизировать потенциальные негативные последствия./Рисунок 1. Ключевые аспекты стандартизации.Важно отметить, что стандартизация не является статичным процессом и должна быть гибкой, чтобы учитывать изменения внешних условий и требований проекта. Постоянное обновление и улучшение стандартов и процедур является важной частью успешного управления проектом. Когда объект или явление либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации.Проблематика механизмов управления инвестиционно-строительными проектами с государственным участием:1. Недостаток прозрачности: в некоторых случаях процедуры управления и принятия решений могут быть недостаточно прозрачными, что может привести к коррупционным практикам и неправомерному использованию государственных ресурсов.2. Несвоевременное выделение финансирования: Отсутствие своевременного и достаточного выделения финансирования может значительно замедлить или даже полностью остановить реализацию проекта.3. Неправильная оценка рисков: Недостаточная оценка и управление рисками может привести к задержкам, перерасходу бюджета и низкому качеству работ.5. Отсутствие стратегического планирования: Недостаток системного и долгосрочного планирования может привести к несогласованности и неэффективности проектов.6. Отсутствие синхронизации и координации: Отсутствие эффективной координации между различными заинтересованными сторонами (государство, бизнес, общество) может затруднить реализацию проекта.7. Недостаток экспертизы и компетенции: Недостаток квалифицированных кадров и специалистов в области управления инвестиционно-строительными проектами может сказаться на качестве реализации проектов.Решение этих проблем может включать улучшение прозрачности процедур управления, более эффективное использование государственных ресурсов, усиление контроля и независимой экспертизы, развитие партнерства с частным сектором и развитие квалифицированной рабочей силы в области управления инвестиционно-строительными проектами.Ниже приведены некоторые распространенные проблемы в этой области:1. Управление затратами: Недостаточная оценка и контроль затрат является одной из ключевых проблем. Непредвиденные расходы, расхождения в бюджете, неэффективное распределение ресурсов и недостаточная сметная документация могут привести к проблемам с финансированием проекта.2. Управление сроками: Несоблюдение сроков выполнения работ, задержки, несовпадение графика работ с требованиями заказчика и ожиданиями заинтересованных сторон могут привести к потерям и дополнительным затратам.3. Управление рисками: Недостаточное управление и контроль рисками может привести к непредвиденным проблемам, таким как технические и структурные проблемы, проблемы со сроками, финансовые риски, риски безопасности и окружающей среды.4.Управление качеством: Недостаточное внимание качеству выполненных работ, некачественные материалы и недостаточный контроль за соответствием требованиям и стандартам качества могут привести к дополнительным затратам на устранение дефектов и негативному влиянию на репутацию и доверие к проекту.5. Управление коммуникациями: Недостаточная эффективность коммуникации между участниками проекта, заказчиками и внешними сторонами может привести к ошибкам, задержкам и проблемам во время выполнения проекта, а также к разногласиям между сторонами.Таблица 1. Проблемы управления проектов с государственным участием.ПроблемаАспекты проблематикиПричинаЧто дает решениеУправление затратамиНедостаток прозрачностиКоррупционные практики и неправомерное использование государственных ресурсов.Улучшение прозрачности процедур управленияуправленияУправление срокамиНесвоевременное выделение финансированияОграниченные ресурсы и возможностиБолее эффективное использование государственных ресурсовУправление рискамиНеправильная оценка рисков.Отсутствие стратегического планирования:Уменьшение непредвиденных проблемУправление коммуникациямиОтсутствие синхронизации и координацииНедостаточная определенность требованийУсиление контроля и независимой экспертизыУправление качествомНедостаток экспертизы и компетенцииОграниченные ресурсы и возможностиУсловия разнообразных требований и регуляторных нормУсиление контроля и независимой экспертизыВот некоторые распространенные проблемы, на примере деятельности технического заказчика:1. Управление сроками - ограниченные ресурсы и возможности: у технического заказчика может быть ограниченный доступ к ресурсам, таким как финансирование и персонал. Это может затруднить контроль и координацию проекта, влиять на качество и время его выполнения.2. Управление рискам - в процессе реализации проекта техническому заказчику может потребоваться управление изменениями, связанными с изменением требований, проблемами в процессе строительства или рисками, связанными с неожиданными событиями. Успешное управление изменениями и рисками требует эффективного планирования.3. Управление коммуникациями - недостаточная определенность требований: иногда заказчик не может ясно определить свои требования или изменяет их в процессе реализации проекта. Это может привести к несогласованности и недопониманию между заказчиком и исполнителем проекта и затруднить достижение желаемого результата.4. Контроль качества и соблюдение норм и стандартов: Технический заказчик должен обеспечить контроль качества в процессе строительства и соответствие проекта действующим нормам и стандартам. Однако, это может быть сложно в условиях разнообразных требований и регуляторных норм, а также необходимости взаимодействия с различными контролирующими органами.Управление инвестиционно-строительными проектами с государственным участием требует комплексного подхода и строгого соблюдения процедур. Разработка качественной проектной документации, правильная организация финансирования, эффективное управление закупками и строительством, а также постоянный мониторинг и оценка позволяют сохранить прозрачность и достичь поставленных целей проекта.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Белов Н.С. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И ПРОЦЕДУР УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 984 - 993. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11746 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11746



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.