'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 147

Просмотры  30 просмотров

Сенчищев М.А.

  


ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НОВЫЕ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ *

  


Аннотация:
в статье исследуется проблема дефиниций термина «новые медиа» в современной отечественной и зарубежной науке, выделены ключевые характеристики и особенности явления, под названием «новые медиа».   

Ключевые слова:
новые медиа, Маршалл Маклюэн, старые медиа   


Что такое «новые медиа»? Ответить на этот вопрос пыталось множество авторов, как отечественных, так и зарубежных. [5], [1], [3]. В «Справочнике новых медиа», в 2006 году, констатировалось что «вопрос о том, что такое новые медиа, а что нет, остается открытым и нерешенным» [7, P. 8].«Все думают, что знают, что имеют в виду под термином «новые медиа», но на практике это всегда будет изменчивый, условный термин» - пишется в другой работе [6, P. 1 ].Пожалуй, самый известный исследователь медиа в истории, Маршалл Маклюэн, но, к сожалению, он умер на самом пороге цифровой революции, так и не увидев, как изменился мир коммуникации. Тем не менее, он широко использовал термин «новые медиа» в своих текстах (так, можно вспомнить текст «Report on Project in Understanding New Media» 1960 года [16]), еще до появления привычных нам новых медиа как феномена. К новым медиа великий исследователь относил прессу, телевидение и даже радио — то, что сейчас считается старыми медиа [2, P. 1].Современными учеными часто предпринимаются попытки использовать наследие Маклюна для анализа уже цифровой реальности, той реальности, которую философ не застал. Одна из самых значительных подобных попыток — монография «Digital Mcluhan: a guide to the information millennium» [13]. Также существует текст друга и коллеги Маклюэна Роберта К. Логана «Understanding New Media: Extending Marshall McLuhan» [15]. Эти попытки критикуются, справедливо замечание что все же «в работах Маклюэна мало что касается той революции в электронных медиа, о которую совершили новые медиа» [17]. Одна из самых важных попыток дать объяснение феномену новых медиа была предпринята исследователем Львом Мановичем, в знаменитом тексте «Язык новых медиа», выпущенном еще в 1960 году.Лев Манович, один из первых ученых кто пытался осмыслить новую медиареальность, и выделить ключевые особенности новых форм коммуникации. «Язык новых медиа» — это поздняя работа автора, которая подводит своеобразный итог его размышлениям о феномене новых медиа.Манович выдвигает пять основных принципов новых медиа [4, с. 61]:Цифровая репрезентация - все что мы называем, новыми медиа является цифровым, даже если оно было конвертировано с аналогового источника информации. Все эти объекты можно представить математически.Модульность — Медиаэлементы состоят из ряда дискретных элементов, складывающихся вместе.Автоматизация — программы могут генерировать медиа автоматически. Особенно актуально этот принцип выглядит сейчас, в эпоху бума нейросетей создающих медиаконтент.Вариативность — объекты новых медиа автор не считает чем-то завершенным, они могут «существовать в разных и потенциально бесконечных версиях» [4, с. 70].Транскодинг — буквально это значит перевод объекта в другой формат, однако автор пишет немного о другом. Он полагает что новые медиа, по сути, состоят из двух слоев — культурного элемента, считываемого человеком, и компьютерного, считываемого машиной. По мнению ученого неизбежно наложение и влияние этих двух частей медиа друг на друга. Компьютерные средства репрезентации должны оказывать влияние на традиционную культуру. К принципу транскодинга автор неоднократно обращается в течение всей своей работы, и считает его крайне важным для понимания новых медиа.Уже упомянутый выше неоднократно, социолог Ян ван Дейк в монографии «Сетевое общество. Социальные аспекты новых медиа» [11], представил на суд читателя свой взгляд на это понятие. Ученый отмечает, что новые медиа — это комбинация онлайн и оффлайновых медиа, «структурная революция сигнализирует о конце различия между медиа, фиксированными в пространстве и времени, и медиа, соединяющими эти измерения.» [11, P. 4]. Специалист выделяет несколько ключевых характеристик «новых медиа»:Интеграция — новые медиа мультимедийны и конвергентны. Происходит постепенная цифровизация разнообразных медиа, и их интегрирование в интернет-пространство.Интерактивность — автор выделяет несколько уровней интерактивности медиа. От самого простого уровня, предполагающего возможность установления связи, до гораздо более продвинутых технологий, таких как уровень с высокими возможностями контроля, или даже уровень, на котором возможно полноценное взаимодействие с пониманием всех аспектов коммуникации — уровень диалога с ИИ.Цифровой код — это хоть и техническая характеристика новых медиа, но Ян ван Дейк полагает что она необходима для понимания сущности исследуемого явления. Так переход к цифровой коммуникации означает и переход от линейного к гиперссылочным медиа, что «является одним из самых важных культурных эффектов» [11, P. 199]. Цифровизация увеличивает шансы на стандартизацию и вместе с тем, и дифференциацию культуры, фрагментацию, коллажирование, ускорение, визуализацию [11, P. 198]. Растет объем производимого контента. Снижается вероятность того, что мы увидим новый тип искусства, и напротив, все больше число вторичных работ.Термин «новые медиа» инклюзивен, он избегает редукции к более четким техническим определениям, и вместе с тем, несет ряд позитивных коннотаций — отмечают исследователи в «Критическом введении в Новые медиа» [14, P. 11–12]. Новые медиа — это новый текстуальный опыт, новые жанры и формы, это новые способы репрезентации мира, новые отношения между субъектами и медиа технологиями.Современные медиатехнологии приносят сжатие пространства-времени, делают несущественными расстояния между людьми. Также они порождают сегментацию и фрагментацию аудитории, потребители делятся на дискретные группы в то время, как в эпоху старых медиа, мы наблюдали централизованное производство и по-настоящему массовое потребление информации. Некогда огромный разрыв между производителем контента и его потребителем сегодня крайне мал. Практически любой пользователь новых медиа легко может стать контентмейкером. Новые медиа отличает высокая демократичность и открытость, а не только массовость.«Новые медиа сложный и многоуровневый объект» [7, P. 25].Интересным вопросом задались авторы оксфордского текста «Новые медиа: Введение» - почему, собственно говоря, «новые медиа» именно «новые». Насколько правильно такое наименование — ведь когда-то и радио с телевидением было новыми медиа, незнакомыми публике? Новизна заключается, считают ученые, в интерактивности, феномене, который практически отсутствовал в старых медиа. Другой ответ на вопрос «Что же нового в «новых медиа»» предложен в «Справочнике новых медиа» [10, P. 4]. Новые медиа отличаются от старых способами социального формирования и социальными последствиями. Необходимо подчеркнуть, что, хотя авторами отмечается тенденция, что на смену технологическому детерминизму в исследовании новых медиа приходит социальный детерминизм, термин «social shaping» употребляемый исследователями не является строго социально-детерминистским, а скорее указывает на процесс взаимного влияния друг на друга технологий и социального.Также «новые» это про «динамизм и склонность к постоянным изменениям»[15, P. 18] про «открытость и борьбу между различными идеями, пользователями, логиками».Динамизм как ключевую черту новой коммуникационной реальности отмечают и другие ученые. Так в сборнике под редакцией Джона Хартли даже постулируется оригинальный подход к новым медиа - динамический [6, P. 1]. Динамика в новых медиа бывает, как эндогенной, так и экзогенной, продиктованной внешними средствами.В своем тексте Хартли и его коллеги выделяют особый характер феномена новых медиа — новые медиа — это пример шумпетерианского «созидательного разрушения», ломающего правила, а не часть постепенного процесса конкурентного развития.Такая особенность изучаемого объекта делает необходимым реконфигурацию дисциплинарных подходов в «new media studies», чтобы наиболее полно отразить медиареальность.Если старые медиа в основном исследовались через модернистскую оптику, новые медиа крайне продуктивно рассматривать через линзы постмодернистского подхода [9, P. 15]. Постмодерн сделал важный шаг в сторону от модернистской и структуралистской теории, воспринимающей аудиторию как пассивный объект, переосмыслил пользователей как активных участников производства смыслов, что конечно же близко к новым медиа и их интерактивности.Постмодернистское недоверие к фиксированному понятию «реального» прекрасно отражает проникновение новых медиа, стирание границ между виртуальностью и реальностью. Гибкая идентичность в новом цифровом мире крайне далека от идентичности эпохи модерна — идентичности, которая прежде всего наследовалась.Гипертекстовая культура создает проблемы с определением авторства контента, что, разумеется, заставляет вспомнить про теорию «смерти автора». «Установленные различия между автором и читателем, исполнителем и зрителем, творцом и интерпретатором становятся размытыми и уступают место континууму чтения и письма, который расширяется от разработчиков технологии и сетей до конечного получателя, каждый из которых способствует деятельности другого — исчезновению подписи» - пишет Пьер Леви [14, P. 19]. Cсуществующие традиционные теории медиа, которые успешно применяли для изучения коммуникации раньше, крайне плохо подходят для понимания новых медиа [12].Еще один вопрос, порождаемый термином «новые медиа» - они всегда будут «новыми»? «Ответ, конечно, состоит в том, что новые медиа станут старыми медиа, когда появится что-то существенно отличающееся от них.» [7, P. 20]. Евгения Сиапера, профессор университетского колледжа в Дублине, рассматривает в своем «Понимании новых медиа» различные альтернативы термину «новые медиа», такие как «цифровые медиа» или же онлайн-медиа.Термин «цифровые медиа» - справедливо замечает она, хотя и указывает на важный аспект, но имплицитно склоняет употребляющего этот термин к технологическому детерминизму, при этом теряется социальная составляющая медиа [15, P. 13]. «Онлайн — медиа» тоже неудачный термин, который хотя и подчеркивает другой важный аспект новых медиа, но снова проводит неуместную редукцию к одному аспекту обсуждаемого явления. Термин «социальные медиа» шире рассматриваемых выше, но и он довольно ограничен. Им упускается ряд новых медиа, которые, хотя и имеют социальную составляющую, но не фокусируются на ней. Также этот термин концентрируется на личности пользователя, упуская роль корпораций и государств в контроле медиа.Выходит, что при всей сложности и неоднозначности этого термина, «новые медиа» оказывается наиболее емким и удачным вариантом. Он инновационный и динамичный, передающий дух происходящих радикальных изменений, достаточно глубокий чтобы отразить масштаб рассматриваемого явления.Кэталин Фенер, в своем докладе «The Frameworks of New Media», предлагает модель новых медиа как метасети объединяющей общество бизнес и культуру.«Новые медиа — это слияние сетей, в которых контент, платформа и личность встречаются» [8]. Итак, краткое рассмотрение проблемы показывает, что новые медиа — это крайне широкий зонтичный термин, охватывающий разнообразные аспекты современной коммуникации, включающий в себя как соцсети, так и другие виды медиа. Он весьма по-разному понимается исследователями, но вместе с тем есть ряд ключевых черт, упомянутых выше, на которые указывают многие авторы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сенчищев М.А. ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НОВЫЕ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 966 - 974. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11743 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11743



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.