'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 136

Просмотры  62 просмотров

Петрова В.И.

  


ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрена распространенность интернет-зависимости среди подростков и ее влияние на развитие и эмоциональную сферу современных молодых людей.   

Ключевые слова:
Интернет, подростки, зависимость, аддикция   


Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни людей, в том числе детей и подростков. Например, в 2007 году было обнаружено, что 25,4% детей в возрасте 10–14 лет в России проводят в Интернете 20–50 часов в неделю, в 2017 году этот показатель увеличился до 42,0% [1]. В связи с быстро растущим числом пользователей Интернета и увеличением времени, проводимого онлайн, проблема интернет-зависимости (ИЗ) и ее неблагоприятные последствия для здоровья стали серьезной общественной проблемой. ИЗ, также известный как «проблемное использование Интернета», «патологическое использование Интернета» или «компульсивное использование Интернета», характеризуется чрезмерным уровнем озабоченности или поведением в отношении использования Интернета, что обычно приводит к дистрессам и функциональным нарушениям. Некоторые исследователи считали интернет-зависимость типом психологического расстройства, относящегося к категории расстройства контроля над импульсами и/или обсессивно-компульсивного расстройства, поскольку оно демонстрирует симптомы, сходные со многими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, включая «чрезмерное употребление», «феномен абстиненции», «толерантность», и «негативные последствия». Однако некоторые исследователи утверждали, что не существует устоявшихся физиологических показателей (например, артериального давления) или данных о синдроме отмены или толерантности среди людей с ИЗ [5]. Кроме того, поскольку Интернет — это всего лишь средство или платформа, а не вещество, патологическая потребность в использовании Интернета может представлять собой просто поведенческое проявление психопатологии или защитных механизмов. Непрекращающиеся дебаты относительно определения ИЗ упоминаются во многих исследованиях, и ученые сходятся во мнении, что диагностический критерий ИА все еще открыт для обсуждения. Тем не менее, общепринято, что люди могут демонстрировать разные уровни зависимого поведения, связанного с использованием Интернета, что обычно воспринимается как непрерывная конструкция, определяемая интегрированными баллами в различных инструментах оценки.В различных возрастных группах подростки наиболее уязвимы к развитию ИА, поскольку у них обычно отсутствует эффективная способность саморегуляции, позволяющая контролировать интернет-серфинг, и они склонны к риску и импульсивности. Действительно, относительно высокая и растущая распространенность ИА среди подростков отмечается как в восточных, так и в западных обществах, при этом проблемы наиболее распространены в азиатских обществах [4]. В РФ выявили уровень распространенности ИЗ среди молодых людей в возрасте 14–24 лет в небольших городах на уровне 10,4%, сообщили, что общая распространенность ИЗ среди подростков в возрасте 10–18 лет в областных центрах достигла 26,5%, обнаружили, что у 32,5 и 19,8% учащихся средних школ в Москве и области наблюдались проблемы с ИЗ соответственно [3].Тревожная картина проблемы ИЗ не ограничивается ее высокой и растущей распространенностью, но также связана с ее коморбидностью с широким спектром других проблем развития. Обширные данные показали, что ИА сосуществует с множеством неблагоприятных последствий развития. Сообщалось, что ИЗ и другие аддиктивные проблемы (например, игровая или наркотическая зависимость) имеют общие когнитивные и поведенческие характеристики, такие как дефицит вознаграждения и импульсивность, изменения в функциях мозга, такие как гиперактивность прилежащего ядра, но снижение активности вентральной медиальной префронтальной коры. Кроме того, ИЗ был связан с социальной, эмоциональной и поведенческой дезадаптацией. Например, в кагортном исследовании учащиеся, отнесенные к категории людей с ИЗ, демонстрировали более низкую успеваемость и отношения с другими людьми (например, одноклассниками, учителями и семьей), а также более серьезные депрессивные симптомы и проблемы с физическим здоровьем [2]. О положительной связи между ИА и депрессией сообщалось и во многих других исследованиях. Кроме того, было обнаружено, что проступки, такие как правонарушения, характеризующиеся нарушением правил, или правонарушения, несущие риск для себя, других, семьи, школы и общества, также связаны с НВ. Например, многие исследователи рассматривали делинквентное поведение как один из факторов, объясняющих значительную вариативность ИЗ среди российских подростков. Положительная связь между ИЗ и проблемами правонарушений также была выявлена и в других странахИнтернет постепенно влияет на психологию и поведение людей как новый образ жизни. Подростки тратят больше времени, чем взрослые, на установление и поддержание социальных взаимодействий в Интернете. В статистическом отчете о развитии Интернета в РФ показано, что по состоянию на декабрь 2021 года число пользователей Интернета в возрасте до 19 лет достигло 182 миллионов, что составляет 17,6% от общего числа пользователей Интернета в 1,032 миллиарда [4].Интернет-зависимость, расстройство контроля над импульсами, обычно представляет собой стойкое и повторяющееся дезадаптивное поведение, вызывающее дистресс и значительные функциональные нарушения. Из-за отсутствия консенсуса в отношении концептуализации и инструментов измерения ИА, распространенность ИЗ среди подростков во всем мире колеблется от 0,4% до 44,7%. Рост распространенности ИЗ связан с низкой эмоциональной устойчивостью подростков и плохой способностью к саморегуляции. ИЗ сопровождается физическими и психическими симптомами, такими как депрессия, тревога и одиночество, тогда как насильственное прекращение или сокращение использования Интернета может вызвать реакцию абстиненции. Предыдущая литература показала, что многие факторы связаны с ИЗ, включая возраст, пол, статус оставленного позади, экономический статус семьи и т. д.Одной из моделей, оказавших влияние на область ИЗ в последние годы, является модель «Взаимодействие человека-воздействия-познания-исполнения» (I-PACE), которая утверждает, что биопсихологические факторы, такие как опыт раннего детства, способствуют ИЗ. Исследования показали, что неблагоприятный детский опыт, такой как детская травма, может негативно повлиять на развивающийся мозг, снижая способность подавлять память и контроль, что в дальнейшем приводит к ИЗ [6]. Детская травма обычно относится к психологическому и физическому вреду, нанесенному в детстве, включая эмоциональное насилие, физическое насилие, сексуальное насилие, эмоциональное пренебрежение и физическое пренебрежение. Детская травма является основным предиктором расстройств на протяжении всей жизни согласно DSM-IV. Исследователи поддерживают идею о том, что ИЗ связана с различными типами детских травм, включая физическое насилие в детстве, эмоциональное пренебрежение и эмоциональное насилие. Частота ИЗ среди людей с детской травмой в 1,5 раза выше, чем в общей популяции.Отсутствие социальной поддержки как части социального познания в модели I-PACE приводит к чрезмерному использованию Интернета, что со временем может перерасти в ИЗ. Было обнаружено, что социальная поддержка имеет возможную связь с детской травмой и ИЗ. Дети, подвергшиеся насилию, которые растут в семьях с неблагополучными родителями, могут не чувствовать поддержки со стороны своих семей, а снижение поддержки может привести к более высоким показателям ИЗ. Хотя детская травма связана с более плохой социальной поддержкой, хорошая социальная поддержка является одним из механизмов, который может смягчить негативные последствия детской травмы, хотя это было показано не во всех исследованиях [1]. Хорошая социальная поддержка играет посредническую роль в устранении неблагоприятных последствий стресса в раннем возрасте, приносит положительные психологические факторы и может снизить возникновение ИЗ. Когда социальные связи в реальном мире низки, подросткам легче установить интимные отношения в мире Интернета, приобрести чувство принадлежности и предаться играм для высвобождения своих эмоций, что увеличивает риск ИЗ среди подростковПережив детские травмы, подростки склонны к эмоциональным расстройствам. Из-за ограниченной поддержки этим подросткам негде поговорить с другими и обратиться за помощью. Они обращаются к Интернету, чтобы найти утешение у незнакомцев или предаются играм, чтобы испытать эмоциональное освобождение. Это также предполагает, что первым шагом в предотвращении интернет-зависимости является максимальное избежание детских травм, которые создают порочный круг, ведущий к аддиктивному поведению. Таким образом, профилактикой ИЗ у подростков можно управлять иерархически в зависимости от ситуации, Программы семейной терапии могут быть предоставлены для лучшего предотвращения и снижения риска ИЗ за счет координации отношений между членами семьи, увеличения источников социальной поддержки для подростков и улучшения использования поддержки для облегчения негативных эмоций. вызванных травмой, и снижают риск ИЗ.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Петрова В.И. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 885 - 891. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11732 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11732



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.