'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 131

Просмотры  49 просмотров

Лубсанова В.В.

  


ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ОПОРА ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены внутренняя и внешняя опора личности человека в контексте обретения смысла жизни. Дается краткая характеристика авторской методики обретения смысла жизни через практики «Проход в детство» и «Практику потока», предполагающую соединение человека с его внутренним зовом – фактором движения и стремления к основным жизненным целям. Ощущение энергии потока дает возможность человеку осознать те характеристики личности, которые в нём сокрыты, но которые он подсознательно хочет проявить окружающему миру.   

Ключевые слова:
смысл жизни, внутренняя опора, внешняя опора, Проход в детство, Практика потока, запрос, чувственный отклик, телесные ощущения, внутренний зов   


Загадки человеческой психики до сих пор не раскрыты ни одной из существующих наук. Каждый человек индивидуален, обладает специфическими личностными особенностями, в связи с чем невозможно быть абсолютно уверенным в механизме протекания отдельных явлений жизни.Одним из самых интересных и притягивающих внимание многих исследователей вопросов является вопрос поиска смысла жизни. Смысл жизни – феномен, который, во многом определяет успешность личной и профессиональной жизни индивида [1, c.27]. Именно от смысла жизни зависит то, как человек воспринимает себя и окружающий мир, то, как он воспринимает выбранную профессию или сферу деятельности. Правильно выбранные смысложизненные ориентации помогают человеку максимально полно реализовать свой потенциал. И, напротив, отсутствие смысла жизни может привести индивида к серьезному личностному кризису [2, c.125].В этом контексте стоит отметить, что смысл жизни может отличаться у разных людей вследствие различного индивидуального опыта, текущей жизненной ситуации и различного возраста. Так, можно с уверенностью утверждать, что у людей разных возрастов отмечаются различия в выбранном смысле жизни [2, c.127]. Для молодых людей чаще всего смыслом жизни становится учёба и получение образования, люди зрелого возраста чаще всего видят смысл своей жизни в детях или карьере, пожилые люди определяют смысл жизни в здоровье, люди старческого возраста склонны определять смысл жизни в Боге, религии и т.д. Однако, стоит отметить существующий провал между пониманием людей смысла собственной жизни и опоры, на которую они упираются, проходя свой жизненный путь. Опыт работы с людьми с различными личностными кризисами позволяет выделить два вида опоры личности: внутреннюю и внешнюю.Внешняя опора существует вне человека, не связана с ним и имеет, как правило, неустойчивый характер. Так, например, учёба в университете может быть прервана из-за неуспеваемости, болезни или финансовых проблем. Дети, как правило, вырастают и выходят во взрослую жизнь, оставляя родительский дом. Бизнес может рухнуть из-за кризиса или навалившихся финансовых невзгод, с которыми довольно трудно справиться. Здоровье может быть подорвано различными факторами, не зависящими от человека и образа жизни, который он ведёт. Опора исключительно на Бога и религию может быть также неустойчива вследствие различных факторов – от тяжести совершения религиозных ритуалов до сомнений в собственной религиозности. Такая неустойчивость внешних опор очень часто ведёт к глубокому личностному кризису. Определяя свой смысл жизни исключительно в существующих внешних опорах, человек, потеряв их, лишается и его. В связи с этим, определение смысла жизни должно быть ориентировано не на внешнюю опору, а на внутреннюю – опору, которая находится внутри личности человека, не зависящая от его возраста, статуса, положения и рода деятельности. Осуществить смысл жизни возможно через авторскую методику, предполагающую определение человеком внутреннего зова, его соединения с чувствами и формирования отклика. Методика предполагает использование двух практик «Проход в детство» и «Практика потока». Работа с любым клиентом начинается с уточнения запроса, с которым он обращается за помощью. Формирование запроса зависит от личностных особенностей клиента, его текущих жизненных обстоятельств и эмоционального состояния, опыта прохождения психологической коррекции и т.д. Но, как показывает практика, запрос есть у каждого, однако степень его выраженности у людей различна. Многие клиенты затрудняются сформулировать свой запрос, для этого в качестве побуждающего приёма можно использовать наводящие вопросы, например, «А что сейчас Вам не нравится в Вашей жизни?» или «Всё хорошо, но, чтобы Вам хотелось изменить?». Как правило, после этого люди начинают задавать сами себе вопросы и приходят к формулировке запроса. После формулировки запроса начинается практика «Проход в детство». Для выполнения данной практики после сформулированного запроса необходимо соединить человека с его телесными ощущениями, возникающими на сформированный запрос – определить участки тела, в которых возникают какие-либо ощущения. Важно в этот момент соединить человека со своим телом, направить на формирование мощной связи «разум–тело». При этом, необходимо дать возможность проявиться неприятным переживаниям, возникающим в связи с возникновением телесных откликов. Мысленное прохождение внутрь возникающего неприятного телесного ощущения продолжается переходом в детство до 6 лет. Мысленно человеку предлагается посмотреть сквозь призму указанного возраста на свою маму и основные её деятельностные характеристики (например, мама могла болеть, уставать, сердиться и т.д.) и на папу. Затем необходимо зафиксировать ту родительскую фигуру, на которой усиливается неприятное телесное ощущение и основные характеристики её в момент усиления ощущения. После этого человека необходимо переместить на ощущение себя в мире, когда выбранная родительская фигура обладает указанными характеристиками и дать определение миру, который в этом состоянии ощущается человеком (например, мир колючий, серый, мрачный и т.д.). Определить свои характеристики в мире. Зафиксировав мысленно полученное состояние, необходимо «пройти» в детский сад и определить события, на которые возникает подобный чувственный отклик. Подобное предлагается сделать и в отношении действий супруга (супруги) или партнера, описать характеристики, вызывающие зафиксированный чувственный отклик. Аналогичным образом необходимо мысленно переместить человека в сферу его основной рабочей деятельности (например, посмотреть на клиента, начальника, коллегу и т.д.). После этого возможно определить ключевое событие, способствующее возникновению запроса на психологическую помощь и основные когнитивные стратегии, препятствующие развитию и масштабированию личности. Назначение практики «Проход в детство» – понимание того, что происходит в жизни человека в настоящий момент, определение истинного запроса клиента, который он указывает, опираясь на свои детские воспоминания и связанные с ними телесные ощущения. Таким образом, применение практики «Проход в детство» позволяет определить какого рода кризис сейчас переживает человек и как выглядит его запрос на уровне смысложизненных ориентаций. Для того, чтобы оказать помощь в понимании и осознании человеком его смысла жизни применяется «Практика потока». «Практика потока» предполагает соединение человека с его внутренним зовом – фактором движения и стремления человека к его основным жизненным целям. Другими словами, внутренний зов не дает человеку находиться в состоянии стагнации и прокрастинации. Задача «Практики потока» – соединить человека с его внутренним зовом, прочувствовать возникающие при этом ощущения. Также с помощью практики потока происходит мысленное соединение человека с энергетикой его внутреннего зова и потоком мощной энергии окружающего мира, ощущение качественных характеристик этого соединения (цвет, звук, возникающие при этом эмоции). Ощущение энергии потока дает возможность человеку осознать те характеристики личности, которые в нём сокрыты, но которые он подсознательно хочет проявить окружающему миру. Благодаря авторской «Практике потока» возможно формирование понимания того, что смысл жизни находится не во внешних опорах в виде образования, карьеры, детей и т.д., а сокрыт в способностях самого человека, его наклонностях, талантах и интересах. Внутренняя опора – мощная структура, находящаяся внутри каждого человека, в связи с чем задача авторской методики – помочь человеку раскрыть смысл собственной жизни из внутренней, более прочной и постоянной опоры, не опираясь на внешнюю, которая может исчезнуть в любой момент. Применение «Практики потока» даёт человеку понимание того, какую пользу он может дать людям, опираясь на свои скрытые способности и таланты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что причиной многих личностных кризисов современного человека является потеря смысла жизни, ориентированного исключительно на внешнюю опору в виде детей, карьеры, образования, здоровья и т.д. Важным моментом психологической коррекции утраты смысла жизни является смещение фокуса внимания с внешних опор человека на внутренние, заключающиеся в талантах, способностях, стремлениях самого человека, опору на те качества личности, которые свойственны ему и придают сил в достижении цели.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лубсанова В.В. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ОПОРА ЛИЧНОСТИ: СРАВНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 849 - 854. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11727 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11727



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.