'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 129

Просмотры  31 просмотров

Багинская А.С.

  


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье автор рассматривает социально-психологическую адаптацию молодых специалистов в системе инклюзивного образования. Научная новизна исследования заключается в том, что изучены особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов образовательных организаций, проанализированы качества личности и профессиональные умения, которыми необходимо обладать при работе в системе инклюзивного образования, проанализированы социальные факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов. Проведено эмпирическое исследование с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.Данная статья может быть полезна молодым специалистом образовательных учреждений, педагогам-психологам, директорам образовательных организаций.   

Ключевые слова:
социально-психологическая адаптация, молодой специалист, инклюзивное образование, образовательная организация, диагностические методики, удовлетворенность трудом   


Ежегодно в образовательные учреждения приходят работать молодые люди, стремясь реализовать свои профессиональные амбиции. Они сталкиваются с адаптационным периодом, важность успешного прохождения которого трудно переоценить. От успешной деятельности на данном этапе во многом зависит, останется ли специалист в профессии, не разочаруется ли в выбранном пути. К сожалению, многие молодые специалисты, столкнувшись с трудностями, принимают решение сменить профессию. Чтобы этого избежать, необходимо научиться эффективно преодолевать все препятствия и не останавливаться на достигнутом. И очень хорошо, когда есть те или то, что может помочь. Молодым специалистам необходима психолого-педагогическая поддержка.Большинство образовательных учреждений включают в себя инклюзивное образование. Молодой специалист должен быть готов к данной системе и понимать, что его ждет. Инклюзивное образование предполагает создание равных возможностей для всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями. Для успешной адаптации молодых специалистов в этой системе необходимо развивать не только профессиональные навыки, но и эмоциональную устойчивость и готовность к постоянному обучению. Работа в инклюзивной среде требует умения сотрудничать с коллегами, родителями и специалистами по инклюзивному образованию, а также видеть в каждом ученике его индивидуальные потребности. Поддержка со стороны опытных коллег и специалистов, а также готовность к постоянному профессиональному росту и развитию играют важную роль в успешной адаптации молодых специалистов в образовательных учреждениях.Актуальность данной темы заключается в том, что многие молодые специалисты системы образования уходят из образовательных организаций в первые годы работы. Одна из причин – не справился с трудностями в период адаптации.Проблема исследования состоит в том, что необходимо способствовать успешной социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования. Цель исследования: выявить основные факторы, влияющие на успешную социально-психологическую адаптацию молодых специалистов и разработать план мероприятий по повышению эффективности этого процесса в системе инклюзивного образования.Объект: адаптация молодых специалистов.Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.Задачи исследования:1. Изучить теоретические основы социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.2. Обобщить представления о социально-психологической адаптации.3.Проанализировать специфику адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.4. Провести эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.Впервые проблема эффективности способов адаптации молодых педагогов была рассмотрена в работах зарубежных психологов З.Фрейда и Д. Карнеги, а также была представлена в научных трудах таких российских и советских ученых как Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Рябоконь, Е. Г. Черникова. Адаптацию молодых специалистов рассматривали в своих работах следующие авторы: М. А. Дмитриева, Ф. Б. Березин, Г. С. Никифоров, А. А. Налчаджян, А. К. Маркова, Ш. А. Амонашвили, С. И. Архангельский, П. П. Блонский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. С. Макаренко, А. К. Маркова, А. В. Мудрик, Б. П. Невзоров, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, А. А. Вербицкий, Ф. Н. Гоноболина, Л. М. Митина, А. Н. Ходаков и другие. Вопросы формирования готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривали И. В. Возняк, Л. М. Кобрина, О. С. Кузьмина, И. Н. Хафизуллина, В. В. Хитрюк, А. Я. Чигрина, Ю. В. Шумиловская, E. Fitzsimons, Sh. Hardiman и другие.Эмпирическая база исследования: молодые специалисты инклюзивных образовательных учреждений городов Сочи и Екатеринбурга в количестве 36 человек. Научная новизна исследования заключается в том, что изучены особенности социально-психологической адаптации молодых специалистов образовательных организаций, проанализированы качества личности и профессиональные умения, которыми необходимо обладать при работе в системе инклюзивного образования, проанализированы социальные факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию молодых специалистов, разработана психолого-педагогическая программа для молодых специалистов образовательных организаций.Социально-психологическая адаптация молодых специалистов включает в себя широкий спектр навыков и умений, начиная от коммуникации и установления авторитета до работы над собственным развитием и адаптацией к новым условиям. Исходя из рассмотрения специфики молодых специалистов как особой категории трудовых ресурсов, можно сказать, что молодые специалисты – особая категория работников предприятий, организаций, учреждений, работающие в течении трех лет после получения диплома об образования. В широком смысле – мы говорим о молодежи с высшим и средним специальным образованием в возрасте от 18 до 30 лет, составляющей особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений [7]. Деятельность специалиста зависит не только от профессиональной компетентности, но также от эффективности его взаимодействия с другими людьми. Недостаток практического опыта компенсируется хорошим образованием, активным отношением к работе и желанием добиться максимальных успехов в жизни. Но, это касается не всех молодых специалистов [2]. Необходима поддержка молодых специалистов от администрации образовательного учреждения, от педагога-психолога, коллег со стажем.Для работы в системе инклюзивного образования у молодого специалиста должна быть сформирована профессиональная готовность, которая требует от него гибкости, толерантности, умения работать в коллективе и готовности к постоянному профессиональному росту.Для определения уровня социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования было проведено эмпирическое исследование. Его целью выступило изучение уровня социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования, в связи с чем был проведен выбор диагностических методик, сформированы группы респондентов из числа молодых специалистов, а также проанализированы результаты состояния социально-психологической адаптации молодых специалистов в системе инклюзивного образования.Для эмпирического исследования было сформировано три группы респондентов: воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги общеобразовательных школ, коррекционные специалисты, к которым отнесены психологи, логопеды и дефектологи. В общем, число респондентов составило 36 молодых специалиста, разбитых по группам по 12 человек.Были выбраны следующие диагностические методики: методика диагностики социально-психологической адаптации К. Р. Роджерса и Р. А. Даймонда, методика «Интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Барташева, анкетирование «Удовлетворенность системой инклюзивного образования».По методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда были получены следующие результаты: молодые специалисты во всех трех группах имеют выше среднего уровня социальной адаптивности и психологической зрелости, они интегрированы в своем социальном окружении и готовы поддерживать оптимальный баланс между социальными требованиями и самореализацией.По методике «Интегральная удовлетворенность трудом» полученные данные показали, что наибольшая общая удовлетворенность трудом обнаруживается в группе испытуемых коррекционных специалистов – 22,2 балла. Интерес к работе выступает как ведущий мотив адаптированности молодых специалистов осуществлять профессиональную деятельность в инклюзивном образовательном процессе, для коррекционных специалистов он составляет 5,2 балла, для учителей – 4,8 балла, и самый наименьший показатель в этой оценке принадлежит воспитателям, составив 3,8 балла. Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками также признается молодыми специалистами в качестве одного из наиболее ведущих факторов, которые способствуют их успешной адаптации в работе. Среднее значение этой оценки для коррекционных специалистов составляет 5,1 балл, для учителей – 4,8, для воспитателей – 4,7. Наименьшие баллы были показаны по элементу профессиональной ответственности. Полученные средние показатели по воспитателям – 0,8, учителям – 1,5 и коррекционным специалистам – 1,7 указывают на то, что они средне оценивают те ситуации, когда не удается выполнить возлагаемую на них работу, тем самым можно указать на то, что часто они сталкиваются с трудными ситуациями, а также перезагрузкой своего рабочего времени.Можно сделать вывод о том, что удовлетворенность профессиональной деятельностью в системе инклюзивного образования не представляется как достаточно полная. Это все оказывает свое влияние на снижение уровня адаптированности молодых специалистов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях инклюзии.Приведенные данные позволяют прийти к выводу о том, что наибольшая удовлетворенность трудом обнаруживается в группе испытуемых коррекционных специалистов (психологов, логопедов, дефектологов). Возможными факторами такого положения могут выступать следующие:– осуществление индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения в здоровье,– осуществление профессиональной деятельности в более комфортных условиях, чем это происходит в дошкольных образовательных учреждениях и в рамках школы,– наличие гибкого графика осуществления профессиональной деятельности в образовательной организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Багинская А.С. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 830 - 837. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11725 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11725



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.