'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 119

Просмотры  18 просмотров

Штыренко Е.А., Шмонина О.Н.

  


РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы эффективности применения методики адаптивной физической культуры в комплексе с нетрадиционной методикой арт-терапии, В результате определено, что данная методика улучшают функциональное состояние дыхательного аппарата при бронхиальной астме у детей 10-12 лет.   

Ключевые слова:
развитие, двигательные действия, умственная отсталость, арт-терапия, пуантилизм, коррекция   


Актуальность: На современном этапе развития общества увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. (Шипицина, Л.М. 2019).По данным главного министерства просвещения Российской Федерации, в России зарегистрировано около 1,5 миллионов человек с умственной отсталостью, что составляет около 1% населения страны. Умственная отсталость встречается во всех возрастных группах, особенно часто среди детей. Около 70% всех случаев умственной отсталости выявляется у детей в возрасте до 18 лет (Минпросвещения России 25 января 2023).В России насчитывается 370 учреждений, на базе которых обеспечивается реализация адаптированных общеобразовательных программ, 6 из них располагается в Хабаровском крае. 284 учреждения, из которых 4 располагается в Хабаровском крае, реализуют адаптированные программы профессионального обучения граждан с умственной отсталостью (Минпросвещения России 13 сентября 2021).С самого начала обучения дети данной категории испытывают множественные затруднения, связанные не только с умственным развитием, но и с особенностями физического здоровья (Горская, И.Ю. 2018).Психофизическое состояние определяет уровень здоровья, улучшаясь пропорционально развитию таких физических качеств как сила, скорость, выносливость, ловкость и гибкость (Ванюшкин, В.А. 2019, Козленко, Н.А. 2020). В связи с этим, весьма актуальной и своевременной является теоретическая и практическая разработка новых методик формирования двигательных действий детей с лёгкой умственной отсталостью с целью восстановления сниженных функций организма и дальнейшей их успешной социализации.Методология исследования базировалась на аналитическом обобщении известных научных результатов, обработке экспериментальных данных методами математической статистики, сопоставлении результатов педагогического эксперимента с соответствующими теоретическими результатами, а также с результатами полученными другими авторами.В ходе работы было выявлено, что дети с лёгкой степенью умственной отсталости имеют отставание в формировании двигательных действий, требующее особого подхода для развития необходимых жизненных умений и навыков. Это делает актуальным поиски путей повышения эффективности существующих и создание более рациональных методик работы с такими детьми.Определена целесообразность внедрения в программу физической подготовки детей с легкой степенью умственной отсталости усовершенствованной методики формирования двигательных способностей, включающей как традиционные средства адаптивной физической культуры, так и нетрадиционные воздействия.В ходе нашего исследования был проведен теоретический анализ и обобщение литературных источников по вопросам выявления особенностей формирования двигательных действий у детей с умственной отсталостью. Были изучены и проанализированы методы и формы занятий адаптивной физической культурой с детьми с умственной отсталостью.На основании изученного теоретического материала был разработан цикл специальных упражнений, способствующих формированию двигательных действий для детей младшего школьного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии, который был реализован в ходе нашего эксперимента. В результате, которого была подобрана методика занятий адаптивной физической культуры на основе дифференцирования двигательной активности. Основная суть разработанной методики заключается в использовании дифференцированных средств адаптивной физической культуры совместно с нетрадиционной методикой арт-терапии.В эксперименте приняло участие 14 школьников 8–10 лет с лёгкой степенью умственной отсталости, которые были поделены на контрольную и экспериментальную группы, не имеющие статистически значимых различий на начало эксперимента.Занятия проводились три раза в неделю. Методика включала три этапа: начального разучивания действия, углубленного разучивания действия, результирующей обработки действий. Каждый этап содержал упражнения различного уровня сложности.В частности: упражнения для коррекции ходьбы, упражнения для коррекции бега, упражнения для коррекции прыжков, лазанья и перелазания, упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом.Постепенное введение сложных упражнений на развитие координационных способностей сочеталось с нетрадиционной методикой – «пуантилизм», направленной на развитие мелкой моторики, ориентирования в пространстве и зрительно-моторной координации.Занятия «пуантилизмом» проводились сразу же после урока адаптивной физической культуры, в течение 20 мин, когда дети с лёгкой степенью умственной отсталости рисовали помощью пальцев рук и с использованием ватных палочек. В результате комплексного воздействия у детей развивались не только физические качества, но и самостоятельность, настойчивость, усидчивость, инициатива, создавались положительные эмоции.На начальном этапе рисунки были примитивные, лёгкие для восприятия: различные геометрические фигуры.На второй неделе эксперимента примитивность рисунка сохранялась, но появлялась четкая цветовая гамма в соответствии с тематикой рисунка: один фрукт либо один овощ и т.д.С каждым последующим занятием рисунки усложнялись. В конце эксперимента детям сами выбирали рисовать по шаблону или сочинять собственный рисунок.В конце эксперимента практически по всем контрольным испытаниям наблюдались достоверные различия. Так, в пробе Ромберга различия составили почти 39%, Метание теннисного мяча в цель – 26%, в Челночном беге- 16%, простой зрительно-моторной реакции - 15% прохождении по гимнастической скамье – 12%. Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей экспериментальной группы до начала и после эксперимента. /При сравнении показателей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента, три из пяти контрольных тестов имеют статистически достоверные различия.Наиболее значительные изменения произошли в пробе Ромберага 47% и метание теннисного мяча в цель 34%.Экспертная оценка выполнения общеразвивающих упражнений выявила по Гуцыковой С.В. - более значимые изменения отучаются в экспериментальной группе. Где средний балл вырос на 22%.Так физические качества на конец эксперимента в экспериментальной группе значительно улучшились, когда в контрольной группе положительная динамика была незначительной, что говорит об эффективности разработанной методики.Таким образом, разработанная методика положительно повлияла на освоение двигательных действий детьми младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости. По нашему мнению, необходимо дальнейшее изучение вопросов, связанных с поиском эффективных средств коррекции двигательной активности школьников с умственной отсталостью и созданием условий для эффективной коррекции физического и психического состояния обучающихся коррекционных школ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. 1. На первых занятиях необходимо обучить ребенка правильному выполнению задания, с каждым последующим занятием напоминать о технике выполнения упражнения (например, обучение «ласточке» - объяснить технику выполнения упражнения, обаятельно показать и на каждом последующем уроке перед началом выполнения элемента, проговаривать технику и четко следить за ее выполнением).2. Упражнения следует выполнять совместно с детьми, показывая пример, вовлекая в учебный процесс.3. При выполнении упражнений с повышенной сложностью следует по мере необходимости страховать ребенка, так что бы ребенок ощущал поддержку, но старался выполнять двигательное действия самостоятельно.4. В занятиях адаптивной физической культурой рекомендуем использовать больше игр («Лови – бросай!», «Гуси – лебеди!», «День – ночь», «Пятнашки», «Морозка») и соревновательной деятельности («Кто точней», «Кто быстрей», эстафеты с использованием мячей, обручей, скамеек).5. В подготовительной части урока по адаптивной физической культуре рекомендуем использовать подвижные игры направленные «заводные человечки», «руки – ноги», «карлики – великаны». 6. После занятия адаптивной физической культурой следует применять нетрадиционные методы реабилитации (арт-терапию «пуантилизм»). Во время занятия арт-терапией «пуантилизм» рекомендуется дать ребенку полную свободу действий. На начальном этапе занятий арт-терапии «пуантилизм» следует использовать лёгкие, понятные рисунки. С каждым последующим занятием следует усложнять рисунки при помощи использования более сложных предметов. Также следует усложнять применение арт-терапии «пуантилизм» при помощи добавления в цветовую палитру, так называемых, «лишних» цветов не соответствующих тематике рисунка, что бы ребенок учился выбирать правильный цвет. В конце занятий рекомендуем обаятельно похвалить ребенка, вне зависимости от полученного результата, так как арт-терапия «пуантилизм» направлена не на результат, а на развитие мышления, фантазии, самореализацию и самозначимость, что особенно важно для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.7. Рекомендуем использовать «пуантилизм» и другие формы арт-терапии в домашних условиях, занимаясь совместно с родителями.8. Для улучшения аэробного воздействия рекомендуем 3-4 раза в неделю прогулки с детьми с лёгкой умственной отсталостью совместно с родителями.9. Во время прогулок можно испиливать подвижные игры («Не урони мяч», «Не попадись», «Не урони шарик», «Морская фигура замри»).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Штыренко Е.А., Шмонина О.Н. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 749 - 756. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11715 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11715



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.