'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 118

Просмотры  33 просмотров

Токарева Н.Г.

  


РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки в школе происходит органично, по мере погружения в предмет, по мере формирования художественного мышления учеников.Творческие способности потенциально свойственны всем людям и в той или иной степени их можно развить у всех детей. Важно вовремя пробудить потребность в их развитии.   

Ключевые слова:
школа, уроки музыки, культура школьника   


Способность к творчеству формируется и развивается на основе освоения имеющихся эталонов музыки и требует проявления творческой активности учеников.Значит, обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры учеников возможно через непосредственное вовлечение их в этот самый творческий процесс, то есть в музыкальную деятельность.Творческие задания активизируют творческое мышление учеников. Их выполнение не ограничено определёнными рамками поиска. Требованием выполнения таких заданий является оригинальность результата и его убедительность.Творческие задания являются принципиально выполнимыми для учеников вне зависимости от степени сложности. Они должны представлять интерес и быть актуальны для учащихся.Креативностью называют способность продуцировать необычные творческие идеи, отклоняться от стандартных схем мышления и поведения, быстро и правильно решать проблемы и проблемные ситуации. Креативность позволяет человеку постоянно искать и находить оптимальный выход из ситуации, преодолевать или реконструировать ее. Именно уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников.По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Каждый исторический период нашей страны ассоциируется славными творческими людьми. Потребность общества в творческих, деятельных, одаренных и духовно развитых гражданах является актуальной, значимой и сегодня.Это подтверждает современная КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации. В ней говорится о том, что особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры. Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено: на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.Актуальность креативности в педагогике российской школы наблюдается и в «Навыках 21 века», где выделяют разный набор элементов, однако общее русло прослеживается чётко: это универсальные компетентности связанные с умением мыслить критически и креативно.Педагогически значимые ориентиры воспитания творческой личности сконцентрированы в таких характеристиках, как развитые способности, потребности в преобразующей деятельности, достаточно большой объем усвоенных знаний, умений, сочетание аналитического и интуитивного мышления, способность и стремление к жизнетворчеству, исследовательскому поиску. Нахождение методов и приёмов, для развития креативности на уроках музыки и определило проблему педагогического опыта. Именно творческий человек - это человек, обладающий гибким мышлением, свободным воображением, фантазией, интуицией в любой сфере деятельности, что и является основной целью современного образования – формирование социально активной личности школьника, способной полноценно реализовать себя в новых жизненных условиях.Понятие «креативность», на мой взгляд, включает следующие ключевые принципы, без которых развитие креативности учащихся невозможно.Конструктивность. Результат творческой деятельности можно применять как самому ученику для своих последующих работ, так и учителю в качестве дидактического материала для младших учащихся: рисунки, проекты, сочинения, слайд-шоу, брошюры о композиторах и музыкальных инструментах оживят урок музыки, сделают его более ярким и интересным, кроссворды, ребусы, можно использовать в качестве итоговых работ. Дети всегда с гораздо большим интересом выполняют задания, сделанные такими же учениками, как и они сами. Работы других учащихся, увиденные ими на уроке, хорошо стимулируют их собственную творческую деятельность.Радость открытия. Творческая деятельность позволяет самовыразиться ученику, осознать себя творцом своей деятельности, она повышает его самооценку. Ребенок чувствует себя личностью, что становится прекрасным стимулом его дальнейшей созидательной деятельности. Единение ученика и учителя. Учитель, желающий развить в своих учениках креативность, должен сам быть творческой личностью. Общаясь с ребенком, он должен демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. В процессе этой деятельности происходит удивительное единение учителя и ребенка, которое позволяет ученику видеть в учителе советчика, помощника. Активность. Способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач, самостоятельно думать, принимать решения - основные черты творческого поведения. Без них и не может быть творческой личности. Здесь очень важна внутренняя мотивация, внутренний побудительный мотив, познавательный интерес. Если ребенку не интересно, его невозможно заставить быть активным и не о какой креативности не может идти речи.Талант. Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему. Учителю нужно суметь вовремя разглядеть этот талант и создать благоприятные условия для его развития.Изобретательность. Изобретательность может проявляться во всем: в необычной форме подачи музыкального материала, нестандартности музыкального мышления, богатстве идей, разнообразии замысла. Творческие личности должны рисковать, поскольку они прокладывают новый путь- путь, никем не хоженый в прошлом.Вдохновение. Невозможно проводить уроки творчества без вдохновения. Этот процесс взаимопроникающий: он идет от учителя к ученику и от ученика к учителю. Вдохновение проявляется через атмосферу, взгляды, реплики, действия. Именно на волне вдохновения происходит развитие учащихся на максимальной высоте.Новизна. Зачастую это не просто создание нового, а создание нового для данного затруднений в работе, неопределенности, пробелов в знаниях. Порой творчество начинается с нового видения известной проблемной ситуации.Оригинальность. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение (будь то просто своя, отличная от других, трактовка музыкального произведения). Оригинальность мысли, возможность получения ответов, значительно отличающихся от привычных, нестандартное мышление и восприятие мира - именно это необходимо развить в учениках.Созидание. Творчество – это всегда процесc созидания: созидания идей, форм их осуществления в жизнь.Творчество. Учитель должен включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли учащимся демонстрировать ихтворческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Вопросы, которые поощряют учеников думать творчески, обычно содержат следующие задания: а) представьте себе, б) сочините, в) порассуждайте, г)предложите гипотезу и т. д. Обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска и строиться должно как самостоятельный творческий процесс. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.Мягкость и терпимость со стороны учителя. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности и позитивную самооценку у учеников. Ребенок, который уверен в своих силах, будет скорее действовать по своему разумению, чем тот, который в своих силах не уверен. Этот процесс достаточно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого. Педагог, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, пренебрежительное отношение к его достижениям может привести к тому, что способный и творчески одаренный инициативный ученик не только перестает быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом.Опираясь на эти ключевые принципы, можно вырастить по-настоящему креативного ребенка.В своей работе Применяю проектную деятельность на уроках музыки. Проектно-исследовательская деятельность является творческой по своей сути, будучи органично включенной в учебный процесс, может обогатить его, предоставить дополнительные возможности развития. В основе метода проектов лежит развитие творческого и критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Ученики решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.Интересной формой индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, которая обеспечивает преемственность с начальной школой, являются различного рода импровизации: речевые, вокальные, ритмические, пластические, а также художественные импровизации (рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений) импровизации позволяют детям проявлять выдумку, фантазию, свободу интерпретации музыкальных произведений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Токарева Н.Г. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 742 - 748. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11714 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11714



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.