'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 113

Просмотры  18 просмотров

Сыч С.А.

  


ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ возможных вариантов управленческо-организационных структур в образовательной практике школ, представлена краткая характеристика каждой модели.   

Ключевые слова:
управление образования, организационная структура, администрирование образовательного учреждения   


Государственная политика в сфере образования в настоящее время наблюдает становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также целого комплекса факторов, определяющих функционирование системы, полностью ориентированной на вхождение в международное образовательное пространство. Характерно, что этот процесс несет в себе существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Мы можем наблюдать смену образовательной концепции: предлагаются новые подходы, содержание, новые форматы выстраивания профессиональных взаимоотношений, иной педагогический менталитет. В образовательной практике современных школ существуют дифференцированные варианты управленческо-организационных структур [2] с технологиями взаимодействия, присущими им. 1. Управленческо-организационная структура, замкнутая на руководителе.Данный вариант характеризуется наличием авторитарного руководителя, при котором, безусловно, существуют несколько его заместителей, однако, лишь формально, исключая возможность принимать автономные управленческие решения, даже в области своего направления деятельности. Таким образом складывается ситуация, когда руководитель берет на себя чрезвычайно большое количество полномочий, фактически руководя учебным заведением в одиночку. Следует отметить, что функционал его заместителей при этом может быть четко не дифференцирован, и рабочие директивы заместители могут получать в хаотичном порядке, вне зависимости от их должности и специализации. При этом на руководителе оказываются замкнуты не только основные виды деятельности образовательного учреждения, такие, как обучение и воспитание, но и «вспомогательные» – хозяйственная деятельность, маркетинг и PR, работа с персоналом, начиная от поиска специалистов и заканчивая кадровым делопроизводством.Такая ситуация может произойти исходя из двух причин. Первая связана с дефицитом управленческих кадров. Наиболее серьезно это касается сельских образовательных учреждений, где руководитель может позволить себе лишь одного заместителя. Вторая причина связана с личностными особенностями самого руководителя, поскольку, по его мнению, ему необходимо самостоятельно «держать в руках» все направления работы. Эффективность такого варианта управленческо-организационной структуры спорная. Множество факторов зависят от личности самого руководителя. Если руководитель – настоящий профессионал, что тоже, довольно субъективная характеристика, то он, безусловно, может качественно организовать работу по многим направлениям. Но при подобном варианте слишком низок уровень инициативы и творчества всех остальных субъектов образовательного пространства.2. Управленческо-организационная структура, формально замкнутая на управленческой команде.Данный вариант управленческо-организационной структуры характерен для советской школы. Всю организационную и управленческую деятельность делят между собой три субъекта: директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе. Многие современные российские школы сохраняют подобную модель и сейчас. Характерно наличие и других заместителей директора: заместитель директора по хозяйственной части, по научно-методической работе, по информатизации, по безопасности. При этом при формальном наличии всех этих заместителей директора, реальные управленческие функции выполняют лишь заместители по учебной и воспитательной работе, что составляет управленческую команду только из них и директора. Таким образом, несложно отследить явное несоответствие между управленческой и организационной структурой.3. Управленческо-организационная структура с расширенной управленческой командой.Данный вариант предполагает наличие состава управленческо-организационной структуры, в которую непосредственно включены значительное количество сотрудников образовательного учреждения. При этом не все они обязательно имеют формально управленческие должности, но несут ответственность за то или иное направление работы. В этой технологии взаимодействия управленческо-организационных структур направления деятельности учреждения распределены достаточно детально, каждым направлением управляет отдельный специалист, руководитель и его заместители совместно координируют свою деятельность принятия особо важных управленческих решений. Безусловно, эффективность реализации каждого из направлений деятельности повышается при такой модели взаимодействия, однако, в то же время могут возникнуть трудности в координации этих действий, особенно если эти направления мало пересекаются. Если иерархия внутри управленческого сектора образовательного учреждения четко не закреплена, то возникает вероятность возникновения конфликтов внутри команды. Однако грамотная работа директора в качестве «топ-менеджера» способна ликвидировать данные риски и сделать такую управленческо-организационную структуру эффективной и работающей.4. Проектная управленческо-организационная структура.Этот вариант структуры характеризуется тем, что ведущая роль в принятии управленческих решений и их реализации принадлежит проектным командам. Характерно, что длительность существования каждой команды может определяться длительностью реализации задачи. Команда формируется из разных сотрудников, которые равны в своих правах, независимо от формальных должностей в образовательном учреждении. Характерной особенностью данной структуры является то, что проектную команду могут входить и иные участники образовательных отношений, такие как учащиеся или родители. Роль руководителя при такой структуре заключается в координации действий различных проектных команд, в реализации необходимых связей с управлением образования.5. Модульная управленческо-организационная структура.Создатель данной структуры А.Н. Свиридов определяет её как технологию социального взаимодействия в управлении общественными системами на мезо- и микро- уровнях. При этом мезоуровень – сфера деятельности специалиста, реализуемая им во взаимодействии с внешним социумом (другими педагогами, родителями, учреждениями социальной защиты, коррекционными центрами и т.д.), а микроуровень – сфера профессиональной деятельности, реализуемая специалистом индивидуально.6. Управленческо-организационная структура взаимодействия в воспитательном коллективе.Взаимодействие управленческо-организационных структур в воспитательном процессе осуществляется в воспитательном коллективе образовательного учреждения. А.С. Макаренко ввел понятие «воспитательного коллектива» т.е. единого коллектива педагогов и воспитанников, объединенного общим трудом, досугом, а также культурным отдыхом. Позднее он сформировал целостную концепцию «воспитательного коллектива», в которой устанавливалось: 1) равноправие воспитателей и воспитанников, 2) обязательное участие всех во всех функциях образовательного учреждения, 3) возможность подчинения воспитателей воспитанникам, 4) отказ педсовета от права законодательства.Этому созвучны в настоящее время мысли Ш.А. Амонашвили: «По моему убеждению, – пишет он, – действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания себя. Так кто же в этом процессе будет главным? Главными будем все мы, как единые по своей цели, – и я, и мои воспитанники. Но мы будем не фигурами, пусть даже не сверхглавными, а людьми, личностями». Представленная характеристика различных вариантов управленческо-организационных структур позволяет наглядно продемонстрировать проблематику управленческого аппарата современного образовательного учреждения. Многообразие форм и видов управленческой деятельности позволяет детально изучить различные подходы, а также позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сыч С.А. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ШКОЛ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 711 - 716. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11709 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11709



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.