'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 110

Просмотры  51 просмотров

Сергеева А.А., Михайлова Е.А.

  


ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье исследуются и анализируются особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основываясь на трудах ученых, таких как Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, был проведен анализ констатирующего эксперимента с детьми с ЗПР.   

Ключевые слова:
старшие дошкольники, дети с ЗПР, словарь, формирование словаря   


Актуальность нашего исследования заключается в том, что из-за недоразвития познавательной сферы дошкольника с задержкой психического развития возникают особенности формирования словаря. Именно, в связи с этим в настоящее время возникает потребность в изучении особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, исследовании речевой деятельности и разработке коррекционных мероприятий, необходимых для преодоления нарушений в формировании словаря у дошкольников.Цель констатирующего эксперимента – выявление уровня сформированности словаря, а также качественного своеобразия словаря разных частей речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Исследование словаря у детей дошкольного возраста проводилось в четыре этапа. На первом этапе осуществлялось изучение специальной литературы по проблеме исследования, что позволило установить определенную цель, задачи и методы исследования. На втором этапе проводился выбор методики констатирующего эксперимента. Для исследования закономерностей формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был подобран наглядный, дидактический и речевой материал, в соответствии с методикой, предлагаемой И.Д. Коненковой, а также О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. Методика, предлагаемая нами, состоит из четырех блоков: 1 блок – изучение словаря имен существительных, 2 блок – изучение предикативного словаря (глаголов), 3 блок – изучение атрибутивного словаря (прилагательных), 4 блок – изучение словаря наречий.Третий этап заключался в проведении экспериментального исследования по поставленной проблеме с помощью подобранной методики. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка» компенсирующего вида» Заинского муниципального района РТ, ул. Ленина, д.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента:В заданиях первого блока мы исследовали особенности сформированности предметного словаря у испытуемых дошкольников: /Рис. 1. Уровни сформированности номинативного словаря у испытуемых дошкольников. Выводы по качественному своеобразию номинативного словаря:Самые низкие результаты ЭГ показала в заданиях на антонимию и синонимию. У КГ трудности возникли с заданиями «Части предметов» и «Слова – вместилища». Наблюдались у детей ЭГ лексические ошибки, как смешения слов, обозначающих часть и целое: воротник — рубашка, замена синонима антонимом, иногда повторение слова-стимула с частицей «не», а также парафазии замена синонимов неологизмами, образованными на основе звукового сходства со словом-стимулом, тем самым семантический показатель практически отсутствует у детей с церебрально – органическим генезом, также может быть связан с тем, что у детей ЭГ отмечаются трудности в понимании большинства понятий, а также бедность самого словаря, которая выражается в отказах от ответов и в значительном количестве неправильных ответов. У КГ отмечались единичные ошибки, связанные с близкими заменами (ботинки – кроссовки).В заданиях второго блока мы исследовали особенности сформированности предикативного словаря у испытуемых дошкольников. /Рис 2. Уровни сформированности предикативного словаря у испытуемых дошкольников. Выводы по качественному своеобразию предикативного словаря:Можно сделать вывод, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается недостаточный объем глагольного словаря с преобладанием бытовой лексики, проблемы с его актуализацией, трудности с подбором нужных слов. Самые низкие результаты ЭГ показала в заданиях на антонимию и синонимию отмечается низкий уровень. У КГ трудности возникли с заданиями «Действия по картинкам». Наблюдались такие виды ошибок у ЭГ, а также КГ, как специфические типы вербальных парафазий, свойственные для обеих групп: замена синонима словосочетанием (включением слова в конкретную ситуацию («чистить – это ты когда утром умываешься»), замена на основе фонетического сходства («плачет – клачет).Низкий уровень в данных заданиях у ЭГ может быть связан с тем, что дети с ЗПР (церебрально – ороганического генеза) используют слова, не понимая их значения, и допускают ошибки. Дети с ЗПР не знают большинство профессий и их вид деятельности. Это говорит об узких представлениях дошкольников об окружающей действительности. Данные трудности на наш взгляд обусловлены недоразвитием у детей с ЗПР (церебрально – органического генеза) мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения. В заданиях третьего блока мы исследовали особенности сформированности атрибутивного словаря у испытуемых дошкольников:/Рис 3. Уровни сформированности атрибутивного словаря у испытуемых дошкольников.Выводы по качественному своеобразию атрибутивного словаря:В целом можно констатировать, что у детей с ЗПР недостаточный объем словаря прилагательных по сравнению с нормой. Дошкольники с психическим недоразвитием чаще используют прилагательные, семантически далекие, часто воспроизводят случайные ассоциации, часто отказываются от подбора слова. Все виды ошибочных ответов говорят о том, что дети с задержкой психического развития недостаточно понимают отношения противопоставления между лексическими единицами языка, у них ограничен объем словаря, мала активность процесса поиска слова, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточное осознание поставленной задачи.В заданиях четвертого блока мы исследовали особенности сформированности словаря наречий у испытуемых дошкольников: /Рис 4. Уровни сформированности словаря наречийу испытуемых дошкольников. Выводы по качественному своеобразию словаря наречий:Для детей ЭГ все задания данной категории (словарь наречий) оказались самыми сложными для детей с ЗПР (церебрально-органического генеза). В процессе поиска дети с ЗПР часто теряли цель задания, противопоставляли слова по несущественным, ситуативный признакам. Поэтому часто воспроизводятся слова близкие слову-антониму, что говорит о неумении выделить существенный признак данного слова. Характерной ошибкой детей являлось воспроизведение слов другой грамматической категории. Очень часто на слово стимул существительное дети воспроизводили прилагательное, а на слово – стимул прилагательное – наречие. Исходя из всех изученных нами словарей дошкольников, можно сделать вывод о том, что наиболее не сформирован у детей ЭГ словарь наречий, предикативный и атрибутивный словарь, по сравнению с номинативным словарем. Сравнение показано на рисунке 5. А на рисунке 6 представлена итоговая гистограмма сформированности словаря у детей с ЗПР. Тем самым, можно предложить, что механизмом являются специфические особенности в организации семантических полей, ассоциации более немотивированные, случайные. Ограниченный объём семантического поля проявляется в малом количестве смысловых связей. Также у детей с ЗПР возникают трудности усвоения единства значения и формы слова, которые приводят к задержке в формировании семантических полей у детей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сергеева А.А., Михайлова Е.А. ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 697 - 704. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11706 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11706



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.