'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 107

Просмотры  41 просмотров

Пичугина Г.А., Левданская П.С.

  


МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА *

  


Аннотация:
в работе обращено внимание на значимость индивидуализированного обучения в развитии личностных качеств обучающегося и представлена авторская модель организации индивидуализированного обучения с учетом психологических особенностей обучающихся и уровнем их обученности. Представлено описание к использованию разработанной модели индивидуализированного обучения в учебном процессе.   

Ключевые слова:
индивидуализированное обучение, учебный процесс, личные качества учащегося, развитие личности   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-680-685

Развитие личности обучающегося является основным направлением в системе российского образования [6]. В этой связи возникает необходимость в совершенствовании методов и средств обучения, направленных на личность обучаемого, его способности в обучении. Следует отметить, что наиболее эффективными условиями развития личностных качеств учащегося являются те, которые обеспечили бы развитие его интеллекта, мотивационной сферы в достижении успехов. Одним из таких средств является индивидуализация обучения.Следует отметить, что выдающиеся мыслители, педагоги (Сократ, Платон, Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Спенсер, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, П.П. Блонский, С.Т. Щацкий, В.А. Сухомлинский и др.) особое внимание обращали на необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в процессе обучения. Поэтому для осуществления индивидуализированного подхода следует обратить внимание, как на способность ребенка к усвоению и пониманию новых знаний, так и порядок подачи программного материала, и способы его закрепления.Однако при организации индивидуализированного обучения педагоги в основном учитывают уровень обученности учащегося и, практически, не обращают внимания на психологические особенности ученика, его способности и возможности. Поэтому повышение эффективности обучения не может иметь высоких результатов. Отсюда возникает противоречие между фронтальным подходом к организации обучения и индивидуальностью усвоения знаний учеником. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью решения данного противоречия.В психолого-педагогической литературе проблема индивидуализации обучения занимает одно из ведущих мест в организации обучения. В центре нашего внимания – сфера общего образования и отправной тезис о том, что каждый ученик индивидуален и процесс обучения должен способствовать развитию и становлению его личностных особенностей.Обратим внимание на современное понимание индивидуализации обучения. Под этим видом обучения Э. Унт понимает реализацию индивидуального подхода с учетом личностных особенностей обучающихся [5, с. 17]. К. Роджерс рассматривает индивидуализацию с точки зрения психологии и отмечает, что любой ученик – личность [3, с. 19]. Для развития и раскрытия индивидуальных способностей ребенка К. Роджерс предлагает построить процесс обучения таким образом, чтобы он был направлен на развитие самостоятельности и активности ученика на уроке.А.В. Хуторской под индивидуальным подходом понимает процесс учебно-воспитательной работы по специализированной модели, построенной на основе учета личностных и образовательных особенностей ученика [7, с. 14].Таким образом, индивидуализация обучения в психолого-педагогической литературе рассматривается как средство, формирующее индивидуальные способности учащихся и его возможности к обучению.Для осуществления индивидуализации обучения, на наш взгляд, следует учитывать природные предрасположенности ребенка к обучению. Среди них особое место занимают психологические особенности (темперамент, переключение внимание, умственная деятельность и др.), обученность, обучаемость. В обучении учащимся с сильными нейродинамическими особенностями гораздо легче усвоить программный материал. Ученики со слабой нервной системой могут испытывать затруднения в обучении, что влияет на их успеваемость, формированию чувства неуверенности своих возможностей и развитию низкой самооценке [4, с. 24].В связи с этим возникает необходимость в организации индивидуализированного обучения с учетом типа нервной системы, вида мышления, уровня обученности и обучаемости [1, с. 57]. Мы предлагаем данный вид обучения построить в сочетании с групповым обучением (Рис.1)./Рис. 1. Модель организации индивидуализированного обучения.В первую группу следует объединить учеников, которые характеризуются высоким уровнем обученности и обучаемости. Учащиеся этой категории обладают высокой мыслительной активностью и настроены к решению задач без помощи учителя. Их отличает высокая способность обобщать знания, умения выделять главные и значимые признаки, входящие в изучаемый материал. Чаще в всего это учащиеся с сангвиническим типом темперамента, способные быстро сконцентрироваться на определенной задаче.Ко второй группе мы относим учащихся со средним уровнем обученности, и учебно-познавательной активности. В эту категорию могут входить обучающиеся с холерическим типом темперамента. Они в целом ориентированы на запоминание и заучивание.Третья группа объединяет учащихся с низким уровнем обученности, которые характеризуются, по мнению З.И. Калмыковой, поверхностью ума. Учащиеся данной группы затрудняются пересказать изученное, останавливаются на деталях, опуская главное [2, с. 60]. Для них более привычны однотипные действия по образцу, не требующие проявления интеллекта. Поэтому при организации индивидуализации обучения этот тип обучающихся требует наибольшего внимания со стороны учителя. Их нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую, но при постоянной тренировке работы в быстром темпе, можно повысить активность этих детей на уроке благодаря положительным эмоциям и чувству успеха.Индивидуализированное обучение следует применять на этапе закрепления изученного материала. Для этого всем группам учащихся выдаются однотипные задания. Вначале это задания-знакомства, задания-узнавания на умение опознать, различить информацию. Затем предлагаются задания, которые следует выполнить по образцу и для тех, кто справился с заданием первого и второго уровня сложности выдаются задания творческой направленности. Отличительной особенностью, разработанной нами модели организации индивидуализированного обучения, является процесс взаимодействия между учениками и учителем.Учащиеся первой и второй групп работают самостоятельно. Помощь учителя проявляется в только в крайней необходимости в форме консультации. Ученики, успешно выполнившие задания проверяют работы учащихся как в своей группе, так среди учащихся второй группы.Обучающиеся третьей группы работают под полным контролем учителя, где происходит не только коррекция знаний, но и дополнительное пояснение, объяснение изученного материала.В последствии ученикам предлагаются более усложненные задания, но принцип работы повторяется.Такой подход к организации индивидуализированного обучения способствует не только формированию умений и навыков в самостоятельном выполнении заданий разного уровня сложности, пониманию изучаемого материала и развитию уверенности в личностных способностях самого ученика.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пичугина Г.А., Левданская П.С. МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 680 - 685. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11703 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11703



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.