'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 105

Просмотры  21 просмотров

Никитина Г.П., Мережко Г.Е.

  


МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА» В ФОРМИРОВАНИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования, к которым нужно адаптироваться и привыкнуть.Обеспечение успешности этого перехода - проблема единения усилий воспитателей детского сада и учителей начальных классов. Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования.   

Ключевые слова:
профориентация, внеурочная деятельность, технологическая среда, преемственность, сотрудничество   


Организация социально-коммуникативного развития дошкольников по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий и начинают задумываться над вопросом - кем быть? Именно поэтому формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада и осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.Рассмотрим модель взаимодействия «Детский сад - школа» в формировании ранней профориентации младший школьников в рамках внеурочной деятельности.Современное образование требует раннего самоопределения и ранней технологической подготовки детей. Можно отметить, что современные дети очень рано приобщаются к технологической среде. Дети по природе своей исследователи и изобретатели, им нравится изготавливать материальные изделия. А, следовательно, одной из ключевых задач в детском саду, а затем и в начальной школе является направление изобретательской энергии детей в нужное русло, т.е. важно научить их использовать инструменты для определенных целей, расширить их представления о том, из чего состоят орудия труда (бумага, карандаш, фотоаппарат и т.д.). Они должны научиться проектировать и изготовлять предметы, пользуясь простыми инструментами и разнообразными материалами, уметь различать то, что им интересно, а затем планировать, конструировать и оценивать проект с помощью воспитателя. Именно на этих этапах развития происходит формирование фундаментальных основ точных наук с учетом возрастных и психических особенностей личности. Формировать логическое, образное, техническое мышление нужно начинать с детского сада, формируя моторику и воображение. Дальнейшее развитие продуктивного мышления будет уже продолжено в начальных классах на занятиях внеурочной деятельности. Следовательно, современное технологическое образование, предполагающее на выходе высокую профессиональную компетентность, должно и может начинаться уже в дошкольном возрасте.Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети в ДОУ учатся с уважением относятся к любому виду деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Педагоги ДОУ готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Задача педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, поиском более эффективных современных образовательных технологий. Именно поэтому дошкольный период по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества является важным элементом общей системы технологического образования и должен осуществляться на надлежащей педагогической основе при соответствующем организационном обеспечении.Ранняя профессиональная ориентация заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов. Кроме того, ранняя профориентация ДОУ включает в себя приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации детей, а также объединение и развитие форм сотрудничества по преемственности в профессиональной ориентации воспитанников ДОУ на этапах дошкольного и начального образования в рамках реализации модели «Детский сад - школа».В рамках такого подхода образовательное пространство дошкольного учреждения может обеспечить на первой ступени образования раннюю подготовку и профориентацию детей, преемственность и успешность продвижения личности на дальнейших ступенях образования.В настоящее время дошкольное и общее образование рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного образования. Переход к непрерывному образованию по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества предполагает качественные изменения, в системе технологической подготовки детей начиная с детского сада, а затем в школе. Прежде всего, увеличивается продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения. Положительно повлиять на проблему преемственности дошкольного и школьного этапов технологического образования и создать реальные условия для их интеграции может введение ранней технологической подготовки и профориентации в системе ДОУ. При подобной организации взаимодействия в образовательной системе «детский сад-школа» дети получают начальную технологическую подготовку, которая является необходимой для формирования технологической культуры личности и подготовки их к дальнейшей исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности и профессионального самоопределения в системе общего образования.Таким образом, необходимо рассматривать образовательную среду дошкольного учреждение не как этап в структуре ступеней образования, а как поле соорганизации субъектов деятельности, как новый способ сотрудничества детского сада и школы в области реализации непрерывной технологической подготовки. Когда выступая в качестве партнеров, они становятся инициаторами новых инновационных процессов в технологическом образовании детей, реализуя совместные исследования и проекты.Модель взаимодействия «Детский сад - школа» в области непрерывного технологического образования построенная на гуманистических, проектных, технологиях, предусматривает создание и реализацию развивающей, информационно-образовательной среды, обеспечивающей целостное развитие личности. Свободная для творчества и самореализации образовательная среда дошкольного учреждения, развитие образного, логического, технического, творческого мышления, интеллекта, мелкой моторики, ранней профориентации, должна позволить каждому ребенку реализовать индивидуальную траекторию развития.В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Развитие представлений о различных профессиях способствуют выстраиванию индивидуальной картины мира ребенка, его индивидуальных способностей и интересов. Ранняя профориентация заключается не в навязывании детям того, кем они должны стать, а в том, чтобы познакомить их с различными видами труда на занятиях внеурочной деятельности, чтобы облегчить им самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Никитина Г.П., Мережко Г.Е. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА» В ФОРМИРОВАНИИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 668 - 673. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11701 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11701



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.