'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 104

Просмотры  16 просмотров

Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

  


ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АФК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается подготовка специалистов адаптивной физической культуры (АФК), необходимая для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Определены основные критерии специалиста АФК и методы подготовки к работе, а также особенности данной работы с детьми с ОВЗ.   

Ключевые слова:
адаптивная физическая культура, специалист АФК, дети с ОВЗ, профессиональная подготовка, методика   


На протяжении веков человек стремился поддерживать, развивать и совершенствовать свою физическую форму, показатели здоровья. Для поддержания здоровья организму необходимы занятия физической культурой. Под данным понятием подразумевается некая система ценностей и норм, а также деятельность, направленная на развитие духовных и физических составляющих здоровья [1]. В условиях научно-технического прогресса двигательная активность человека значительно снизилась в связи с появлением множества общедоступных устройств и механизмов, упрощающих жизнь, решающих за человека часть задач. Физическая культура в современных реалиях важна, как никогда, ведь она напрямую оказывает влияние на самочувствие и параметры здоровья, продлевает жизнь.В последнее время особое значение приобретает достаточно новое направление физической культуры – адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура решает задачи в приобщении людей с ОВЗ к занятию спортом, разрешении социального дисбаланса между здоровыми людьми и людьми с ОВЗ, отвлечение человека от его болезней и отклонений здоровья посредством общения и активного отдыха.На сегодняшний день около 15% от населения на нашей планете, это люди с ОВЗ. В России их число граничит с 12 миллионами жителей, среди которых на детей приходится около 1,5 – 2 млн проживающих [6]. Можно сказать, что приблизительно каждый десятый ребёнок в стране нуждается в профессиональной помощи и лечении, реабилитации. К самым распространенным отклонениям относят нарушение речи, зрения и слуха, а также поражение центральной нервной системы (ЦНС), в меньшей мере – отклонения в психическом развитии (рис.1)./Рис.1. Статистика отклонений в развитии детей с ОВЗв России по данным на 2023 год.Для того, чтобы дети с ОВЗ в России полноценно адаптировались в современном обществе и не имели социальных ограничений, применяются следующие методы и программы:- подготовка и переподготовка профессиональных кадров для работы в данной сфере,- увеличение доступности получения в различных формах образования,- внедрение инклюзивного образования, так называемая интегративная программа обучения здоровых детей совместно с детьми с ОВЗ,- своевременное и доступное медицинское обслуживание для детей с ОВЗ,- оказание квалифицированной психологической помощи, проведение консультаций, материальная поддержка от государства,- коррекционные и реабилитационные курсы и путёвки,- фонды и ассоциации по поддержке родителей и их кооперации, общению и др [3].Специалисты АФК, работающие непосредственно с детьми с ОВЗ, должны быть высоко квалифицированы в данной сфере, так как от результатов их деятельности зависит динамика состояния физического и психического здоровья подопечных [4]. На сегодняшний день тренер АФК не обязан иметь профильное высшее медицинское либо спортивно-педагогическое образование, профессиональный стандарт открывает возможность прохождения специализированных профессиональных курсов по подготовке и переподготовке трудовых кадров [5].Стоит отметить, что данная специальность предусматривает обретение компетенций работы как со взрослыми лицами отклонениями здоровья, так и с детьми, имеющими различные формы проблемы в состоянии здоровья организма. Подготовка специалистов в работе с данными детьми от таковой со взрослыми отличается следующими факторами:1. Дети проходят формации овладения физическими упражнениями медленнее взрослых, следовательно, в АФК в работе с детьми нужен систематический индивидуальный подход.2. Дети положительно относятся к большому количеству визуализации. Чтобы заинтересовать детей занятиями АФК необходимо преподносить материал и доносить сведения, приёмы в визуализированном мультипликационном формате. 3. Дети больше подвержены в выражении эмоций, чем взрослые. Специалист АФК должен владеть и применять различные методы регуляции и контролирования эмоционального состояния детей с ОВЗ.4. Дети нуждаются в помощи взрослого, тем более дети с ОВЗ. Специалист АФК должен быть готовым к постоянному пристальному контакту с ребёнком с ОВЗ и др. [6].Подготовка специалистов АФК в работе с детьми с ОВЗ включает в себя прохождение медико-биологичесиких разделов, для понимания строения организма и диагнозов у детей, особенностей здоровья. Наряду с этим подготовка специалиста АФК подразумевает изучение психолого-педагогического цикла, который также необходим в последующей работе [8]. Теоретические познания закрепляются практикой, т. к. только на практике будущий специалист получит ясное представление о своей области обучения путём наложения обретённых ранее теоретических сведений, а также опыт и навыки прямого общения с данной группой людей.Из всего вышесказанного, целесообразно сделать вывод, что специалист АФК является помощником лицам с ОВЗ для достижения адаптации в современном мире, развития физических возможностей посредством организации физкультурных занятий, проведением оздоровительно-реабилитационных мероприятий. Подготовка таковых специалистов для работы с младшей возрастной категорией ведётся с учётом особенностей психологического состояния и физического строения детей с ОВЗ в отличии от взрослых лиц данной категории [8].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Непомнящих П.А., Клименко О.Е. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АФК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 662 - 667. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11700 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11700



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.