'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 103

Просмотры  21 просмотров

Наумова А.С.

  


СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, ГРЕЦИИ, ИНДИИ, ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, КИТАЕ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена вопросу становления мастерства педагога в первобытном обществе, Греции и странах Древнего Востока. В ней раскрывается становление педагогической деятельности, а также её особенности на разных территориях.   

Ключевые слова:
учитель, ученик, первобытное общество, Греция, Древний Восток   


История становления мастерства педагога уходит своими корнями в далёкое прошлое. Уже на ранних этапах развития человечества люди поняли и оценили всю важность и необходимость передачи юным поколениям социального опыта их предшественников. В первобытном обществе воспитание зародилось одновременно как физическое, умственное и нравственно-эмоциональное взросление человека, однако выглядело стихийно и бессистемно. До появления разделения труда взрослые и дети участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл их существования. В связи с этим передача детям жизненного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Раннее привлечение детей к труду имело и воспитательное значение: в процессе совместного труда со взрослыми дети не только овладевали практическими умениями, но и усваивали нормы общения, приобщались к традициям поведения старших [2: с. 12]. Появление более совершенных орудий труда позволило освободить руки старым и малым членам общины. Благодаря этому прямой и единственной обязанностью старшего поколения стала передача жизненного опыта детям. Они воспитывали в них нравственность, а также заботились об их физическом и духовном росте. Так, уже в первобытном обществе, воспитание стало сферой целенаправленной деятельности и сознания человека.Со временем первобытное общество стало раскладываться и распадаться. Стали появляться новые цивилизации. В условиях изменения жизни людей постепенно начали складываться и новые формы воспитания при сохранении старых [1: с. 31]. Цивилизации Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшее развитие мировой школы и педагогики. В этот период возникли первые учебные заведения, а также были предприняты первые попытки осмысления сущности воспитания и образования.Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» – памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма. Это была не только священная, но и учебная книга, написанная в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика – царский сын Арджуна, который, попадая в затруднительные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, получая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с приведением конкретных примеров. Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству.В Древнем Китае роль воспитателя и воспитания была чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной. На развитие педагогической мысли сильное влияние оказали конфуцианство и даосизм. По Конфуцию обучение должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе» [2: с. 24]. Согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям – вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.В Древней Греции в задачу учителей входило развитие памяти учащихся, которую чрезвычайно ценили и постоянно упражняли. Учащихся приучали к самостоятельному преодолению трудностей в познании, причем в задачу учителя входило «ношу помогать взваливать, но не снимать» [2: с. 30], т.е. не облегчать хода учения. По мнению Сократа лучший способ образования человека (особенно на начальном этапе) – живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы. Учитель должен быть примером. Дети должны видеть, как нравственно и благопристойно ведут себя ежедневно старшие. Подобно Древнему Китаю в Греции главной задачей воспитания было сообщение ученикам основ знаний из различных областей и выработка у молодежи способности самостоятельного суждения. Таким образом, мастерство педагога берёт своё начало в далёком прошлом. Оно претерпело множественные изменения, дополнения и метаморфозы, совершенствуясь с каждой эпохой. Но, несмотря на огромный промежуток времени, отделяющий наш век от тех далёких времён, неизменным остаётся одно – надо обучать и воспитывать соответственно возрасту, чтобы «дети не вели себя по-младенчески, юноши – по-детски, мужи – по-юношески, а старики не впадали в маразм» [2: с. 46].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Наумова А.С. СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ, ГРЕЦИИ, ИНДИИ, ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ, КИТАЕ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 658 - 661. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11699 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11699



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.