'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 102

Просмотры  17 просмотров

Мора И.А., Малая О.Ю.

  


ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *

  


Аннотация:
расстройство аутистического спектра относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения чаще всего бывает малорезультативным. Выделяются различия функций тьютора и учителя в классе, важность соблюдения этических правил в общении тьютора с детьми.   

Ключевые слова:
альтернативная коммуникация, нарушение интеллекта, расстройство аутистического спектра, тьютор, тьюторское сопровождение   


Тьютор это педагог. Утвержденный приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта Специалист в области воспитания».Должность тьютора относится к должностям педагогических работников. Тьютор – это педагог, участвующий в развитии познавательных и социально - коммуникативных интересов ребенка с РАС. В процессе формирования его личности, в разработке и сопровождении индивидуальной образовательной программы и в организации процесса индивидуальной работы с обучающимся. Весь спектр данной работы тьютор выполняет совместно с группой педагогов: Логопеда, учителя дефектолога, учителя по физической культуре, учителя музыки и т.д.Цель и задачи работы по тьюторскому сопровождению. Цель тьюторского сопровождения – персональное сопровождение ребенка с РАС, способного самостоятельно (в меру своих возможностей) решать не мало важные жизненные проблемы.В задачи тьютора входит: здоровье и охрана жизни ребенка, физическое развитие и его коррекция, поддержание социальных контактов с окружающими людьми и формирование коммуникативных умений, устойчивое поведение в социальной среде, формирование навыков в социально-бытовой и трудовой среде, обеспечивающих жизнедеятельность, обучение доступным видам деятельности.Профессиональная функция не дает многое представление о сложности работы тьютора и о ее необходимости при образовании и воспитании детей с РАС, и для проведения практической работы недостаточно знать хорошо все рекомендации. Так как тьюторское сопровождение – это индивидуальная работа, в результат которой дети с РАС учатся преодолевать трудности в обучении, социально-коммуникативных бытовых навыков, а также всех формах взаимодействия с окружающим миром.Специальными условиями для получения образования обучающимся с РАС являются услуги тьютора по рекомендации ПМПК или по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации на период адаптации обучающегося в образовательной организации или на постоянной основе.Правило работы тьютора с детьми РАС. Тьютор должен при первом знакомстве с ребенком РАС выяснить на сколько ребенок освоил навыки самообслуживания и социально-бытовые навыки, это необходимо для обеспечения пребывания в классе. При оценке речевого навыка необходимо понять на сколько ребенок владеет речью или не владеет вообще, а если владеет, то направлена ли его речь на коммуникацию (сумеет ли ребенок попросить пить или попросится в туалет и т. д.). Обязательно необходимо выявить общие особенности реагирования ребенка на окружающую среду, чтобы избежать вспышек агрессии или страха: например, (какая у него реакция на незнакомых людей, спокойно ли он входит в незнакомое помещение, интересуется ли ребенок игрушками, держится ли ребенок рядом с мамой или его интересует незнакомое для него пространство, как использует те или иные предметы. В дальнейшем следует обратить внимание на аффективный смысл поведения что бы понять, с помощью каких механизмов он строит свое взаимодействие с окружающей средой.По итогу полученной информации тьютор определяет свои возможности и предварительный алгоритм работы с ребенком. Обращаться к ребенку на его «языке», не вызывая негативизма, заинтересовывает его и находит возможности образовательном сопровождении.Этические основы работы тьютора. Этика поведения тьютора детьми, имеющими РАС, предполагает соблюдение общих принципов и норм. В следствии того, что аутистического спектра очень разнообразны, в работе педагогов требуется большая осторожность и внимание, а также хорошее знание особенности поведения каждого ребенка, что ведет к усилию эмоциональной нагрузки на педагогов. В образовательной организации тьютор – самое близкое лицо к ребенку. Все коммуникации с ребенком тьютор выполняет только на позитивном эмоциональном уровне. В отличии от других педагогов, тьютор держит дистанцию, избегая эмоциональных подкреплений (поцелуев, объятий), уместных для ребенка с близкими людьми. Цель пребывания в ребенка в школе – прежде всего обучение, и если тьютор не будет соблюдать эту дистанцию, ребенок начнет относится к нему, как к родителями использовать теплые отношения с им для аутостимуляции.Вывод. Тьюторское сопровождение детей с РАС остается важной темой современного образования. Это не просто методологическая инновация, но и необходимая техника для обеспечения качественного образования и социальной интеграции этой категории детей.Концепция тьюторства прошла долгий путь развития, начиная с индивидуального наставничества и заканчивая профессиональной поддержкой в образовании. Эта эволюция доказывает о постоянном поиске лучших методов обучения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями.Современные методики тьюторства учитывают психолого-педагогические особенности детей с РАС, что позволяет индивидуализировать обучение, делая его более эффективным. Основное внимание уделяется на формирование социальных и коммуникативных навыков, что способствует успешной социализации детей с РАС.Тьюторское сопровождение детей с РАС представляет собой сложную, но очень важную область педагогики. Оно обеспечивает детям качественное образование, учитывая их индивидуальные особенности, и способствует их полноценной социальной интеграции. Постоянное исследование, обучение и адаптация методик и подходов обеспечат дальнейшее развитие этой важной области.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мора И.А., Малая О.Ю. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 653 - 657. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11698 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11698



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.