'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 93

Просмотры  28 просмотров

Гладкова Н.М.

  


ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается влияние физической культуры на развитие внимания младших школьников.   

Ключевые слова:
физическая культура, психические процессы, внимание   


Введение. Физические упражнения и тенденция здорового образа жизни стали одной из главных сфер современного общества. Важность заботы о своем теле понятна каждому из нас, но не менее интересно и то, как физическая активность влияет на психические процессы, а конкретно на развитие внимания, которое сопровождает нашу деятельность и жизнь в целом. Благодаря психическим процессам вы воспринимаем мир вокруг нас, информацию, сравниваем её, рассуждаем, анализируем, делаем выводы и многое другое. Именно поэтому важно знать, как развивать наши психические процессы, чтобы они были более эффективны для нас, одним из способов их совершенствования является физическая культура.Актуальность: заключается в том, что в современном мире дети все менее активны, новые технологии насытили всю нашу жизнь, в том числе и досуг. Активным играм на природе дети всё чаще предпочитают компьютерные игры, игры в телефонах, которые делают наши психические процессы менее востребованными и сильными.Еще в начале прошлого столетия было замечено, что "отставание в учебе лишь результат плохого здоровья". Развивая эту мысль, можно сделать заключение, что хорошее здоровье (хорошее функциональное состояние) – это залог успешного обучения. Следовательно, занятия физической культурой и спортом, укрепляя здоровье, способствуют гармоничному развитию ребенка и интеллектуальному, и физическому, и эмоциональному.Цель. Определить влияние физической культуры на развитие внимания младших школьников.Задачи:1. Изучить литературу по данной теме.2. Дать характеристику основным понятиям,3. Выявить влияние физической культуры на развитие внимания.Основная часть.Р.А. Абзалов утверждает, что физическая культура, являющаяся неотъемлемой частью образовательного процесса, неразрывно связана с психическим состоянием ребенка, с показателями его умственного развития. Степень развития познавательных (когнитивных) процессов, их изменчивость при воздействии на организм физических нагрузок играют важную роль в образовательном процессе. Среди всех когнитивных процессов одно из ведущих мест занимает внимание. Изменение показателей внимания в процессе обучения в школе, в том числе и под влиянием уроков физической культуры, оказывает влияние на качество обучения. Автор делает вывод о том, что занятия физической культуры играют огромную роль в решении задач по формированию и развитию внимания учащихся на протяжении всего периода обучения, но особенно в младших классах [3].Если учитывать современный уровень знаний с точки зрения принципа единства сознания и деятельности, а также теории функциональных состояний нельзя отрицать взаимную связь психического и моторного развития. Более того, можно утверждать наличие несомненной и действенной связи двигательной функции с психическим развитием детей [3].Интересно то, что влияния учебных занятий физической культурой на когнитивные процессы школьников явилось первым в истории психологии направлением в изучении воздействия физических упражнений на психическую сферу человека. Оно началось в последней четверти прошлого столетия в связи с решением практического вопроса о месте уроков физической культуры в расписании учебного дня учащихся разных классов [3].В настоящее время доказано положительное влияние физических нагрузок на психические процессы в течение довольно длительного периода обучения и не подлежит сомнению. Рассмотрим понятие психические процессы – это проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по своей сути внутренними, все психические процессы включают какие-либо внешние, обычно двигательные, звенья: зрительное восприятие связано с движением глаз, осязание с движением рук, внимание - с мышечными сокращениями, определяющими сосредоточенность, переключаемость и т.д., в мысли тельных процессах участвуют микродвижения артикуляционного аппарата [1].Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и выраженный конец. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые [2].Теперь дадим определение «физической культуры». Физическая культура – часть жизни младшего школьника, которая важна для развития ребенка. Основой физической культуры является движение, спортивная тренировка, физическое упражнение. С помощью различных спортивных заданий, упражнений укрепляется состояние здоровья, улучшается физическое и интеллектуальное развитие, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества.Младший школьный возраст занимает особое место в возрастной и педагогической психологии: развитие внимания, становление словесно-логического мышления, стадия конкретных операций (манипуляция предметами на логическом уровне), синтезирующее восприятие - позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого, развитие произвольной, осмысленной памяти (формирование приемов запоминания), развитие воли. Всё это можно развивать через физические упражнения, в ходе их выполнения идет и восприятие и запоминание и развивается внимание младших школьников, а также другие психические процессы. Например, чтобы сыграть в спортивную игру необходимо использовать не только память, чтобы запомнить правила игры но и быть внимательным в течении игрового процесса.В процессе занятия физической культуры ребенок учится контролировать и регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечных ощущений и восприятий, у него развивается воля, двигательная память, способность к саморегуляции психических процессов в том числе внимания[3]. Младший школьный возраст – это то время, когда необходимо способствовать формированию у детей любви к спорту, активному времяпровождению. Необходимо мотивировать детей к активному образу жизни, как в семье, так и в школе, а также в системе дополнительного образования школьников. Младших школьников достаточно легко побуждать к такого рода деятельности, поскольку помимо ведущей учебной деятельности есть игровая деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, и всё еще присутствует. Такую мотивацию нужно поддерживать, поощрять. Например, на уроках физической культуры можно рационально использовать развивающие игровые технологии в водной части урока, во время бега и общеразвивающих упражнений[3]. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30 % ниже, чем мальчиков [3].В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, всё более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5 – 2 часов провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях [3].Анализ содержания и методики проведения уроков физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы свидетельствует, о том, что применение специальных средств, методов и организационно-методических приёмов, способствующих развитию свойств внимания, не является целенаправленным и носит случайный характер. Следовательно, в первую очередь необходимо заботиться о развитии и усовершенствовании соответствующих потенциальных возможностей и психических процессов у младших школьников во время их двигательной деятельности, которые не всегда реализуются.Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. (3)Анализ литературы по исследуемой проблеме показывает, что проблема влияния занятий физической культурой на развитие внимания младших школьников на большом промежутке времени достаточно хорошо изучена. Влияние это положительно и имеет два основных направления. Во-первых, внимание может улучшаться в связи с улучшением общего функционального состояния, с укреплением здоровья на фоне занятий физической культурой. Во-вторых, внимание тренируется в самом процессе занятий физической культурой, т.к. при физических нагрузках тренируются все отделы головного мозга. В то же время, в литературе мало изучена проблема влияния занятий физической культурой на внимание у младших школьников в течение дня или недельного микроцикла.Таким образом, положительные явления, возникающие в организме в процессе физических упражнений очень многообразны. Помните, физическая активность является важным и действенным инструментом в сохранении и улучшении вашего здоровья и не только, а потому она должна стать неотъемлемым атрибутом жизни ребенка!   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гладкова Н.М. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 597 - 603. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11689 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11689



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.