'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 92

Просмотры  21 просмотров

Гайворонская Е.А.

  


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается непрерывное образование, как одна из форм дополнительного образования для студентов. Фактор личного опыта в получении дополнительного образования параллельно с высшим образованием увеличивает вероятность формирования устойчивой ориентации студентов на постоянное совершенствование знаний и навыков в профессиональной деятельности за счет дополнительного образования. На основе конкретных потребностей студентов выделены программы и направления, которые могут быть разработаны для вовлечения студентов в систему дополнительного образования. Перспектива развития непрерывного образования заключается в создании новых подходов и программ дополнительного образования, которые могут проводиться, как очно, так и дистанционно. Как следствие, это бы способствовало вовлечение молодежи в систему непрерывного образования уже на этапе обучения в вузе.   

Ключевые слова:
образование, направления, программы, потребности, интересы, инициативы, самореализация, концепции, оценка качества   


В системе непрерывного образования вузы реализуют миссию дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение молодежи. В условиях информационного общества, социализация и саморазвитие учащейся молодежи происходит эффективнее через расширение возможностей дополнительного образования в образовательных учреждениях. В вузе существует реальная возможность рефлексии ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.Дополнительное образование в вузе, помимо своих традиционных функций, призвано решать задачи социокультурного и экономического развития, конструирования будущего, развития индивидуальности учащейся молодежи. Возможности общего образования в полноценном осуществлении этой миссии ограничены. Несмотря на попытки изменить его содержание и формы оно оказывается по-прежнему сосредоточено преимущественно на достижении предметных образовательных результатов, не готово обеспечить познавательную мотивацию, предоставить возможности свободного выбора образовательной траектории и сформировать умение проектировать для себя образовательную программу на протяжении всей жизни.Проблема исследования заключена в том, что на современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни. В связи с необходимостью перехода страны на инновационный путь развития и использованием научных достижений в реальном секторе экономики первостепенное значение приобретает подготовка студентов-выпускников, ответственных, и владеющие своей первичной профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний, а, следовательно, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Они должны быть не просто компетентными, а способными к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности.Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание всего общества. Именно поэтому государства и сегодня ищут свою модель непрерывного образования.Непрерывное образование - приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в нашей стране. Целью непрерывного образования является становление и развитие личности, как в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в период старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.В структуре непрерывного образования можно выделить две подсистемы: - основное, - дополнительное [5]. На уровне образовательной системы непрерывное образование осуществляется путем воспроизводства, изменения и развития образовательных институтов и характера взаимосвязей между ними, а так же, объединения усилий сообществ и индивидуальных усилий отдельных субъектов образовательной деятельности в решении проблем педагогической управляемости, самоорганизации, саморазвития, самосовершенствования в условиях нестабильности, неустойчивости, быстроте обращения информации и требований общества к характеру образовательных услуг.В связи с изменениями требований рынка труда, непрерывное образование играет положительную роль для мобильности личности. Однако при обсуждении непрерывного образования авторы уделяли большее внимание на образование для выпускников - студентов вузов. (С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой)[7]. Сотрудники, работающие на хороших должностях, обычно имеют диплом о высшем образовании и нуждаются в большинстве случаев в дополнительной квалификации или повышении прежних квалификаций. На основании постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 01.09.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» и настоящей Концепции развития дополнительного образования до 2030 года разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года [3].Тем не менее, возникает вопрос: насколько при оценке внедрения непрерывного образования в России учитывается потребность и заинтересованных лиц в получении дополнительного образования для студентов вузов?В вопросе эффективности развития дополнительного образования студентов вузов уделяется значительное внимание, что делает его более актуальным. Так, по словам Президента Российской Федерации, В.В. Путина: «Система в первую очередь должна идти в ногу с новым временем». Доступность дополнительного образования для студентов гарантированы Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 06.10.2022), Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)[1,2].Исходя из вышеобозначенного, идею непрерывности образования следует воспринимать, как путь научного и творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса, как эффективный способ освоения новых ниш в образовательном пространстве. Непрерывность образования напрямую сопрягается с феноменом дополнительного образования и сферой дополнительных образовательных услуг. В настоящее время наиболее активными агентами в сфере развития дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг являются вузовские структуры. В учебных заведениях дополнительные образовательные услуги обеспечиваются факультетами дополнительного профессионального образования (ФДП) студентам в соответствии с их собственными интересами и потребностями, как исторически обусловленная форма, законодательно введённая в практику в далёкие 1960-е годы и сохранившаяся по настоящее время [8].Обратим внимание на наиболее актуальные основные направления дополнительного образования, как одна из подсистем непрерывного образования.Развитие STEM-образования. Дополнительное образование в области науки, технологий, инженерии и математики (STEM) получает все большее внимание. Программы и активности, связанные с этим направлением, разрабатываются, и внедряться с целью развития навыков работы с новыми технологиями и научного мышления.Расширение образовательных возможностей в сфере искусства. Разработаны новые программы в области искусства и культуры. Дополнительное образование в этой сфере проявляет широкий спектр возможностей для обучения творческим навыкам.Развитие цифрового образования. В связи с развитием информационных технологий дополнительное образование в области цифровых технологий и программирования становиться востребованной. Разработка новых программ и проектов, направленных на формирование базовых навыков в IT-сфере. Например, в 2023-2024 гг. студентам появилась возможность обучиться в проекте «Цифровая кафедра», на бюджетной основе. В течение года студент проходит семинары, контрольные тесты в онлайн-формате, на платформе «Иннополиса». Основными программами обучения являлись:- прикладные задачи «Python»,- цифровой анализ медицинских данных [4]. Для ответа на этот вопрос необходимо ли дополнительное образование с непрерывным обучением, был проведен опрос среди студентов г. Ставрополя под названием «Оценка заинтересованности в дополнительном образовании». Выяснилось, что 78% студентов высшего образования посещают дополнительные занятия. Причём 26,5 % из них - только вне образовательной организации, а 13,3% - в университете, и вне её. В потребности студентов в дополнительном образовании главную роль играет преподаватель, который становится активным участником образовательного процесса и дает право выбора дополнительных образовательных курсов на основе представлений о необходимых для профессиональной деятельности знаниях и навыках. Одной из главных новостей является расширение возможностей для дополнительного образования студентов на дому. В рамках новых инициатив, будет предоставлена возможность организовывать занятия и обучение своих детей самостоятельно, с учетом их индивидуальных потребностей и интересов.Адаптация образования к новым реалиям. В условиях изменения общественной ситуации и развития технологий дополнительного образования для студентов будет адаптироваться к новым реалиям. Развивается онлайн-обучения, с использованием современных образовательных платформ и инструментов для максимального комфорта и эффективности обучения.Особое внимание по расширению доступности дополнительного образования для студентов, в том числе для студентов из малообеспеченных и социально неблагополучных семей. Разрабатываются программы и мероприятия для обеспечения равных возможностей для всех студентов.Возвращаясь к теме о роли дополнительного образования, как одного из способов непрерывного обучения для студентов, стоит отметить, что основой всего является успешное трудоустройство выпускников вузов, обладая при этом не только знаниями по специальности, но и ключевыми компетенциями, позволяющими эффективно взаимодействовать с социумом. Обладая общекультурными компетенциями и применяя их на практике, студент -выпускник сможет свободно ориентироваться на рынке труда. Компетенции можно рассматривать, как меру образовательного успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определенных профессионально-значимых ситуациях. Таким образом, эффективностью непрерывного образования для студентов вузов, занятых дополнительным образованием, получают дополнительный опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании и уважении. Дополнительное образование действительно делает огромный вклад в дальнейшее развитие студентов, которое в дальнейшем будет определять их успешность, как выпускника вуза, профессионализм, компетентность и квалифицированность.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гайворонская Е.А. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 589 - 596. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11688 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11688



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.