'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 85

Просмотры  36 просмотров

Амбарцумян К.А., Гаврилина Т.С.

  


«КРУГИ ЛУЛЛИЯ», КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР *

  


Аннотация:
в работе рассматривается изготовление дидактического пособия «Круги Луллия» и способы его применения.   

Ключевые слова:
задержка психического развития, подготовка к обучению, дидактическое пособие, Круги Луллия   


Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.Все это изменяет процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушение звукопроизносительной стороны речи. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке в языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. В дальнейшем, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.Для преодоления выделенных нарушений у детей данной категории, специалистами, в разделе «Подготовка к обучению грамоте», коррекционно-развивающая работа выстраивается согласно решению следующих задач:Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически применять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.Работа по обучению грамоте с детьми 6-7 лет строится поэтапно. Описание данной системы работы дано в программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» Под общ. ред. С.Г. Шевченко. (Раздел подготовка к обучению грамоте).Учитывая наличие низкой познавательной активности, снижение познавательных интересов у детей с ЗПР, каждый раз специалисты находятся в постоянном поиске эффективных средств. Наше внимание остановилось на современном, увлекательном и игровом средстве из технологии» Криги Луллия».Игровое средство «Круги Луллия» представляет собой два или три круга разного диаметра, закрепленные на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на 6 секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. К каждому варианту дидактической игры прилагается набор сменных карточек, которые дети (или специалисты), в зависимости от цели игры, располагают на разных уровнях секторов.Рассмотрим некоторые варианты использования «Круги Луллия» в реализации раздела «Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет с ЗПР.Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звукарики», «Где спрятался звук?»,«Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Составь слово», «Найди одинаковые звуки», «Слогопары», «Парочки по мягкости и твердости».Цель игр: совершенствование навыков звукового анализа, расширение и активизация словаря.Д/и «Звукарики»Для этой игры используются 2 круга. На 1-ом круге картинки с изображением буквы (С, Ш,Ж.З,Ч,Р), на 2-ом круге картинка ( нос, шуба,жук,ваза,туча, топор) и звуковая схема. По правилам игры нужно к букве подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Д/и «Найди одинаковые звуки».Для этой игры используются 2 круга: первый круг – картинки со буквой- подсказкой (А-арбуз,К-кот,Л-лук,,Д-дом,Б-барабан, Г-гриб), второй круг – картинки с буквами (А-аист, К-кактус, Л-лопата, Д-дым, Б-бык, Г-гном). Вращая круги, ребенок должен подобрать пары слов: с одинаковыми первыми звуками (арбуз-аист, кот-кактус), с одинаковыми последними звуками (слон-барабан, дом-сом и др.).Д/и «Составь слово» Для этой игры используются 3 круга: первый круг - первые слоги слов, второй круг –вторые слоги слов, третий круг –картинки слов . Вращая круги, ребенок должен построить и прочитать по слогам слова: ро-зы, гу-си, дя-тел, ве-ник и др.Д/и «Слогопары»Для этой игры используются 2 круга. Педагог выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает ребенку объединить картинки с одинаковым количеством слогов.(например: кит, лук)/Д/и «Парочки по мягкости и твердости»Для этой игры используются 2 круга. На одном круге педагог выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит ребенка объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (например: лев - лопата).Практика показала, что в результате использования средства «Круги Луллия» дети могут производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины, успешно овладевают чтением и письмом. Задания не только закрепляют знания по данному разделу, но и осуществляют связь с другими темами. Заложенный игровой принцип и необычные приемы способствуют быстрому запоминанию основных понятий, развитию воображения, мышления, памяти, навыков ориентирования в пространстве.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Амбарцумян К.А., Гаврилина Т.С. «КРУГИ ЛУЛЛИЯ», КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ С ЗПР // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 552 - 557. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11681 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11681



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.