'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 84

Просмотры  26 просмотров

Шубин А.Н.

  


ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
данная статья обусловлена текущим состоянием экономики и запросом предпринимательского сообщества о снижении издержек для ведения предпринимательской деятельности. Правовое регулирование общественных отношений в области налогового, бюджетного и финансового права в части введения, сбора и администрирования неналоговых платежей непосредственным образом влияет на прямые издержки предпринимателей. В статье исследуется проблематика классификации неналоговых платежей, варианты их систематизации. В заключении статьи предлагаются рекомендации для правового регулирования неналоговых платежей в Российской Федерации.   

Ключевые слова:
неналоговые платежи, налогообложение, реестр неналоговых платежей, классификация неналоговых платежей, рекомендации, предпринимательство, издержки   


Введение. Актуальность темы исследования обусловлена текущим состоянием экономики и запросом предпринимательского сообщества на снижение издержек для ведения предпринимательской деятельности. Правовое регулирование общественных отношений в области налогового, бюджетного и финансового права в части введения, сбора и администрирования неналоговых платежей непосредственным образом влияет на прямые издержки бизнеса. Работа по выявлению неналоговых платежей и попытки их ограничить идут уже давно, в том числе в рамках поручений Президента Российской Федерации. Так, по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в 2015 г. Правительству Российской Федерации было дано поручение провести инвентаризацию существующих неналоговых платежей и представить предложения по снижению нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства по таким платежам. На правительственном уровне создана Рабочая группа по вопросам неналоговых платежей.Большой объем работы по выявлению неналоговых платежей и их инвентаризации был проделан Счетной палатой Российской Федерации. В Отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем установления и классификации неналоговых платежей и платежей, имеющих признаки налогов» Счетная палата сформировала перечень из 167 видах неналоговых платежей. В 2018 году по 81 платежу, которые поступают в федеральный бюджет, было уплачено более 1,5 трлн. руб. По экспертным оценкам и информации, поступающей от субъектов предпринимательской деятельности, рост непроизводственных издержек бизнеса на неналоговые платежи, в том числе связанных с соблюдением регуляторных требований, зачастую превышает темпы инфляции, может достигать 20-100 % в год. Таким образом, издержки бизнеса на неналоговые платежи могут превышать 4-5 трлн. руб. в год.При участии бизнес-объединений была начата разработка специального законопроекта, регулирующего вопросы установления и взимания неналоговых платежей. В дальнейшем рассматривались инициативы федеральных органов исполнительной власти по включению отдельных неналоговых платежей в Налоговой кодекс Российской Федерации, но эта инициатива не была поддержана бизнес-сообществом из-за возникающих рисков уголовной ответственности при расчете и уплате таких платежей.Соответственно, актуальность работы подтверждается как с теоретической, так и с практической точки зрения. Понятие неналоговых платежей. В настоящее время определение неналоговых платежей законодательно не установлено. Под неналоговыми платежами понимают обязательные платежи, нормативно закрепленные вне Налогового кодекса Российской Федерации. Основной признак, объединяющий такие платежи с налогами, – это публичность их установления, заключающаяся в том, что какой-либо уполномоченный государственный орган (или организация) в силу нормативного предписания обладает полномочиями по установлению и (или) взиманию соответствующего платежа.Неналоговые платежи, которые уплачивают субъекты предпринимательской деятельности, могут устанавливаться как федеральными законами (при этом отдельные важные элементы устанавливаются или конкретизируются в подзаконных нормативных актах), так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. ОСОБО следует обратить внимание, что данные платежи могут поступать не только в бюджетную систему Российской Федерации, а взиматься на основе исключительных полномочий во внебюджетном порядке. И это один из ключевых проблемных вопросов, ответ на который необходимо дать в ходе большой работы по систематизации платежей, их унификации, возможной отмене. Что же такое неналоговые платежи на практике? 1. Уплата авторского вознаграждения за публичное исполнение обнародованных музыкальных произведений. Право на использование музыкальных произведений в силу ст. 1235 ГК РФ в корреспонденции со ст. 1286 ГК РФ возникает на основании лицензионного договора, по которому одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения за вознаграждение.Ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение обнародованных музыкальных произведений утверждаются аккредитованными в соответствии со статьей 1244 ГК РФ организациями. Так, например Ставки авторского вознаграждения Общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество» утверждены Постановлением Авторского Совета № 2 от 11 декабря 2013.Например:фоновое озвучивание в ресторанах - 40 руб. за 1 м2 , но не менее 1 500 руб. в месяц,при публичном исполнении произведений в форме караоке - 5000 руб. за каждую единицу караоке оборудования,при проведении дискотек, танцевальных вечеров - 5% от дохода (выручки) от продажи билетов.Предельный (максимальный) размер сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения утвержден постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 992 составляет 45 процентов суммы собранного такой организацией вознаграждения.Согласно опубликованному балансу за 2021 год из общей выручки РАО 3 834 547 502 руб. расход на деятельность РАО составил 1 338 564 000 рублей. Что составляет 35% выручки. При этом в 2018 году эта цифра была 15% (5 130 497 000 руб. выручка и расходы 785 634 000 руб.).2. Проставление отметки из пункта назначения продукции о качестве выполненных работСтрока «Отметки из пункта назначения продукции о качестве выполненных работ» содержится в форме акта карантинного фитосанитарного обеззараживания (приказ Минсельхоза России от 26 декабря 2016 г. № 587).Требования, содержащиеся в строке «Отметки из пункта назначения продукции о качестве выполненных работ», обязывают лицензиата (юридическое лицо или индивидуального предпринимателя Российской Федерации) действовать за пределами Российской Федерации, в юрисдикциях различных иностранных государств с различными законами и требованиями, что, по сути, не выполнимо без значительных финансовых затратах.К примеру ФКП «Республиканский Фумигационный отряд» в 2021 году потратило на выполнение аналогичного требования 540 млн. руб. 3. Специальная оценка условий труда. У субъектов малого и среднего предпринимательства существует обязанность проводить специальную оценку условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе по неопасным видам деятельности, таким как офисные рабочие места, торговля, сфера услуг.Стоимость оценки одного рабочего места составляет от 700 до 4 тысяч рублей. При этом проводится на каждую позицию штатного расписания, даже если работники трудятся на одном рабочем месте посменно. Из-за отсутствия реальных факторов опасностей и, следовательно, понятных способов снижения рисков сегодня процедура выполняется формально, зачастую даже без выезда на место.4. Платежи за выдачу информации из архива документов, хранящихся на основании Порядка постоянного хранения и использования технических паспортовПлата за 1 лист формата A4 из архивов организаций по государственному техническому учету (технической инвентаризации) варьируется в зависимости от вида документа. Например, минимальная плата за 1 лист копии технического паспорта составляет 369 руб., а за 1 лист копии поэтажного плана - 1008 руб.Размер платы установлен постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 № 576 «Об утверждении максимальных размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной документации органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений».5. Плата за проведение испытаний для целей государственной регистрации медицинских изделий.В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 1416 для государственной регистрации медицинских изделий необходимо проведение ряда исследований и испытаний, которые проводятся на рыночных основаниях./Законодательное закрепление оснований установления и взимания внебюджетных публичных платежей.Некодифицированные публичные платежи могут поступать в бюджетную систему (социальные взносы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, различные платежи за природопользование, таможенные платежи и т.д.) либо взиматься во внебюджетном порядке.Например, организации саморегулирования и иные профессиональные объединения могут взимать принудительные публичные платежи, если без их уплаты лицо не может состоять в объединении, лишаясь доступа к сфере деятельности, или ограничено во влиянии на решения, определяющие условия ведения этой деятельности (проявление принудительности платежа), и при этом организация-получатель имеет исключительные полномочия в своей сфере деятельности (проявление публичности платежа).Суть внебюджетных публичных платежей такая же, как и у налогов или сборов, которые зачисляются в бюджетную систему: формирование источника дохода для покрытия публичных расходов. Вместе с тем, отличается способ финансирования этих расходов: собранные для этого средства не отражаются как доходы бюджета и не становятся бюджетными расходами, они поступают напрямую лицам, выполняющим публичные задачи.В основе внебюджетных публичных платежей лежит делегирование (препоручение) исполнения публичных задач самим государством (или муниципальным образованием) определённому лицу, которым может выступать организация, каким-либо образом управляемая государством (муниципальным образованием), либо частное лицо (юридическое или физическое), действующее на гражданско-правовых началах автономии воли. Для финансирования расходов на выполнение соответствующей задачи такому лицу можно предоставить как бюджетные ассигнования, так и напрямую источник дохода – полномочие взимать обязательный платёж. При этом в последнем случае публичное образование полностью снимает с себя бремя публичной функции: самому публичному образованию её не нужно ни выполнять, так как она вверена определённому лицу, ни обеспечивать финансированием, так как у выполняющего функцию лица есть источник дохода.Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, когда в Российской Федерации допускается возможность устанавливать, по сути, любой размер платежей. Нет системы контроля собираемости, прозрачности расходования собранных средств. Все это приводит к росту неналоговых платежей.В настоящее время в рамках деятельности Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации изучается данная проблема и эксперты в области налогового права, предпринимательское сообщество обсуждают подходы к возможному регулированию. Варианты: 1) Все неналоговые платежи поместить в Налоговый кодекс.2) Разработать и принять отдельный закон о порядке и способах внедрения и сбора неналоговых платежей, где закрепить все ключевые вопросы установления платежей, утверждения стоимости, порядка взимания, поступления в различные бюджеты. Ключевые особенности такого рода платежей: 1) Возникновение платежей на основе разноуровневых нормативных актов.2) Отсутствие единых правил установления таких платежей.3) Как правило, данные платежи, взимаются за оказание установленных услуг.4) Поступают в разные бюджеты.Каковы последствия данной ситуации? 1. Неконтролируемый рост стоимости.2. Отсутствие финансово-экономического обоснования установления таких платежей.3. Отсутствие четкого порядка принятия и утверждение – отсутствие прозрачности дальнейшего расходования.Выводы и предложения: 1. Четкая систематизация, ревизия неналоговых платежей необходима для структурирования и наведения порядка в части снижения издержек для бизнеса.2. Подготовка правовой основы необходима, поскольку в настоящее время данные правоотношения возникают в силу различных нормативно-правовых актов и устанавливаются без единых принципов и подходов3. Ревизия неналоговых платежей должна стать следующим этапом административной реформы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шубин А.Н. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 542 - 551. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11680 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11680



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.