'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 66

Просмотры  68 просмотров

Литвиненко Е.Р., Самохвалова Е.В.

  


АВТОРСКИЕ ПРАВА НА МЕРЧ. ПРАВО МАРКЕТПЛЕЙСОВ НА ПРОДАЖУ МЕРЧА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены основные характеристики маркетплейсов и их отличия от стандартных интернет-магазинов. В связи с удобством, они имеют большое количество преимуществ, в том числе и продажа мерча. Представлен анализ Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи которого охраняют авторские права на все результаты творческой деятельности. Также предложены основные правила, руководствуясь которыми присутствует возможность выпускать мерч-продукцию, не нарушая законодательство РФ.   

Ключевые слова:
маркетплейс, мерч, авторские права, законная деятельность, лицензионный договор   


На фоне цифровизации и открывшихся возможностей для массовой продажи на различных маркетплейсах участились случаи распространения не только перекупленных книг, товаров, но и мерча – своего рода стилизованной одежды и продукции под фильмы, сериалы, мультфильмы и даже под те же книги. Изготовлением мерча может заниматься любой, однако возникают вопросы: какие существуют нюансы производства стилизованной продукции, если авторские права принадлежат совершенно другому человеку? Охраняется это каким-либо образом законодательством? И если да – есть ли пути решения, чтобы запустить массовое производство мерч-продукции, основу которой составляют всеми известные объекты творческой деятельности других людей (правообладателей)?Целесообразно было бы начать разбор данной темы с понятия. Что вообще подразумевает под собой «мерч» и «маркетплейс»? Итак, мерч – это сокращение с английского слова «merchandise» и переводится как «товар» – официальная продукция с символикой музыкальных коллективов, отдельных исполнителей, спортивных команд, кинофильмов и прочего. В целом, сейчас редко можно встретить человека, который не имел бы представления о подобном способе продвижения. Можно даже сказать, что мерч по своей эффективности намного лучше рекламы, так как чаще привлекает и дольше удерживает внимание.Маркетплейс – довольно новое понятие, означающее электронную платформу для продажи товаров и услуг, своего рода посредники между продавцами и покупателями. Сейчас их достаточно много, у каждого своя ценовая политика, способы оплаты, доставки, рейтинги. Как пример, наиболее распространённые маркетплейсы по России, пользующиеся популярностью – Wildberries, Ozon, AliExpress. Данные интернет-площадки имеют свои преимущества по отношению к обычным электронным магазинам:Большое количество продавцов,Огромный ценовой выбор товаров – одни и те же люди могут продавать один и тот же товар, абсолютно идентичный, но за разную цену, что даёт больше возможностей для выбора,Два способа оплаты – при получении товара по факту или при первоначальной заявке на покупку.Как видно из преимуществ, покупка на маркетплейсах выгоднее и удобнее, чем те же схожие интернет-магазины, однако и здесь есть свои нюансы. Взять хотя бы вероятность прибытия качественного товара, соответствие его описанию, что как раз и опускает рейтинги данных площадок, ведь никому не хочется получить брак или совершенно иной товар. Но даже с учётом всего вышесказанного электронная торговля по-прежнему повышает свою актуальность с каждым годом. И как раз продажа мерча входит в список товаров, которые можно найти на любом маркетплейсе. А имеют ли они на это право?В одной из своих работ Циноева А.В. указала, что «В последние годы проблема нарушения авторских прав стала особо острой, что в очередной раз поднимает вопрос о необходимости защиты таких прав». Как уже было сказано, мерч фильма, сериала, мультфильмов – результат творческой деятельности конкретных лиц, и в случае с тем, что уже имеет определённый наглядный вид, всё предельно ясно – без согласия правообладателей в виде лицензионного договора действовать нет возможности, так как на них автоматически ложится защита авторских прав (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).Как вариант, к которому прибегают многие продавцы якобы «авторского мерча», необходимо, как минимум, полностью изменить персонажей, сам вид картинки так, чтобы потенциальные покупатели с первого взгляда не могли узнать уже существующих героев, и даже в этом случае будет вероятность получить административный иск за нарушение авторских прав. Таким образом, можно сказать, что продажа мерча допускается только с официального разрешения правообладателя (после заключения лицензионного договора). В ином другом варианте продажи это уже будет прямое нарушение законодательства. Но что касается книги? В случае с литературными героями немного сложнее, они существуют в большинстве случаев только в виде описания в тексе, которое каждый читатель представляет индивидуально, за исключением случаев, когда герой имеет характерные особенности. То есть, можно было бы создать мерч по книге, аргументируя это своеобразным представлением мира и полностью оригинальной авторской задумкой, без указания имени персонажей, даже без названия самой книги, но и тут закон накладывает свои запреты. Согласно ст. 1259 ГК РФ п. 7: «авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме». Следовательно, герои книг тоже попадают под защиту и могут быть использованы только с разрешения правообладателя на основании лицензионного договора. Однако здесь тоже присутствует возможность создать свой мерч по любимым произведениям, не связываясь с правообладателем напрямую и не нарушая закон – с помощью ИП или организаций, которые специализируются на создании мерча. Деятельность подобных производителей связана с заключением договоров с обладателями авторских прав, если у читателей присутствуют определённые идеи, но нет возможностей для их реализации. Примером такого ИП является «Dream Pages», ведущая законную деятельность по созданию оригинального мерча уже имеющихся современных книжных произведений.Таким образом, можно сказать, что вся продажа мерча на маркетплейсах без заключения лицензионного договора – незаконна, что требует привлечения внимания. Да – такие товары могут быть дешевле, с быстрой доставкой, но сам факт нарушения авторских прав никуда не исчезает. Подводя итоги по всему сказанному, можно сделать следующие выводы:Мерч – такой же результат творческой деятельности, как и всем известные фильмы, сериалы, мультфильмы, книги, защищаемый законодательством на уровне Административного, Гражданского и, в некоторых случаях, Уголовного кодексов. При создании мерча необходимо обращать внимание на уже имеющиеся продукты творческой деятельности: их схожесть, узнаваемость и индивидуальность, то есть недостаточно просто изменить цвета, стиль, оставив характерные черты внешности того же героя.Запустить свой мерч в массовое производство можно только с одним условием – заключение лицензионного договора с правообладателем. Если же такой возможности нет – прибегнуть к помощи специализирующихся на этом организаций и ИП.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Литвиненко Е.Р., Самохвалова Е.В. АВТОРСКИЕ ПРАВА НА МЕРЧ. ПРАВО МАРКЕТПЛЕЙСОВ НА ПРОДАЖУ МЕРЧА // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 430 - 435. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11662 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11662



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.