'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 55

Просмотры  34 просмотров

Калныш В.А.

  


ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ: АНАЛИЗ И РАЗБОР *

  


Аннотация:
в данной статье проводится детальный анализ основных элементов структуры административного правонарушения. Основными элементами структуры рассматриваются признаки, составляющие правонарушение, включая действия (или бездействие), их объективную и субъективную стороны, зависимость от действующих нормативных актов, а также наличие и размер предусмотренных санкций. Через анализ различных типов административных правонарушений предлагается раскрыть их структуру и компоненты, приводя конкретные примеры для наглядности и лучшего понимания.   

Ключевые слова:
административное правонарушение, объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, структура административных отношений   


Концепт «правонарушение» применяется для описания фактических действий, влекущих за собой административную ответственность и совершающихся отдельным лицом или группой лиц. Противоправное поведение представляет собой результат взаимодействия между сознанием индивида и его действиями, которые направлены на внешний объект. Учитывая сказанное, поведение можно рассматривать как взаимосвязь и взаимозависимость объективных (действия) и субъективных (сознания) аспектов. В любом поведении, в том числе противоправном, выделяются несколько обязательных составляющих элементов. Эти элементы включают субъекта, объекта, субъективную и объективную стороны. Состав правонарушения, которое приводит к возникновению административной ответственности, включает в себя совокупность указанных элементов.Разумным представляется общее рассмотрение структурных компонентов, которые составляют административное правонарушение.Объект административного правонарушения представляет собой взаимодействие и отношения, возникающие в обществе и подлежащие защите административным законодательством. Признаки объекта административного правонарушения отражаются в соответствующих главах КоАП РФ (главы 7, 19 и 20). Таким образом, объект административного правонарушения, согласно нормам административного законодательства, может быть представлен порядком управления, общественной безопасностью, общественным порядком и собственностью.Огромным теоретическим и практическим значением обладает классификация объектов административного правонарушения. Благодаря классификации обеспечивается чёткое определение объекта каждого противоправного деяния, его ценность и место в общей системе отношений, находящихся под охраной административного законодательства. Также посредством классификации обеспечивается следующее:— структурирование всего массива отношений, складывающихся в обществе, охраняемых в административно-правовом порядке,— правильная квалификация противоправных деяний,— избрание оптимальной меры воздействия на нарушителей.Объекты правонарушения имеют свою особую классификацию и подразделяются на общий, родовой, видовой и непосредственный объекты.Под общим объектом административных правонарушений понимаются такие общественные правоотношения, которые регулируются не одной отраслью права, а несколькими, а также те, которые охраняются санкциями в сфере администрирования. Родовым объектом выступают общественные отношений, объединённые общими родовыми признаками. Они становятся самостоятельной частью целого объекта. Существуют различные критерии разделения одного целого объекта на множество родовых:1. Регулирование отраслью - условия и порядок разделения общественных отношений, таких как трудовые, административные, гражданские, земельные и другие.2. Структура социально-хозяйственного комплекса - отношения в транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.3. Содержание отношений, охраняемых административным законодательством - здоровье населения, порядок управления, собственность, общественная безопасность, общественный порядок. В рамках кодификации административного законодательства и в целях классификации массива составов административно-правовых нарушений законодателем применён второй и третий критерии. Соответственно, составы административных правонарушений классифицируются по содержанию охраняемых отношений и структуре социально-хозяйственного комплекса.Исходя из содержания охраняемых законом отношений, выделяются правонарушения, посягающие на общественную безопасность, общественный порядок, собственность (гл. 7, 20 КоАП РФ). По структуре социально-хозяйственного комплекса составы административных правонарушений дифференцируются на правонарушения, посягающие на отношения в сфере транспорта, энергетики, строительства, промышленности (гл. 9, 11 КоАП РФ).Результатом использования при кодификации двух классификационных критериев стало то, что деяния, посягающие на один родовой объект, оказались помещены в разные главы КоАП РФ. Так, несколько составов посягательств на собственность находится не в гл. 7, а в главах 10 и 11, устанавливающих административную ответственность за совершение административных правонарушений на транспорте, в сельскохозяйственной и иных смежных сферах. Подобный подход нельзя назвать идеальным, но при этом важно понимать, что на тот момент, когда проводилась кодификация, он был единственным приемлемым.Целесообразно рассмотреть видовой объект, который представляет собой специфическую разновидность признаков, присущих объекту административного правонарушения. Родовые признаки, в свою очередь, представляют собой самостоятельную и обособленную часть родового объекта.Если брать такой родовой объект, как собственность, то видовыми объектами в данном случае будут выступать:- государственная (муниципальная) собственность,- коллективная собственность,- частная собственность.Стоит отметить, что видовой объект используется российским законодателем достаточно часто. В частности, существуют специальные акты, устанавливающие административно-правовую ответственность за нарушение прав потребителей, строительных норм, правил дорожного движения и др.Рассмотрим особенности непосредственного объекта. Административные правонарушения могут приводить к возникновению довольно серьёзного ущерба общественным отношениям. Соответственно, объектом административного правонарушения выступают именно такие отношения. К примеру, в случае мелкого хищения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ущерб причиняется государству или муниципальному образованию, а также отношениям, связанным с администрированием объектов государственной (муниципальной) собственности. При превышении скорости водителем транспортного средства непосредственным объектом выступает безопасность на дороге, при совершении насилия в семье — состояние здоровья лиц, которые в соответствии с Семейным Кодексом являются семьёй.Объективная сторона состава административного преступления – это внешнее проявление общественно опасного посягательства. Такое проявление находит выражение: а) в противоправном деянии, б) способе совершения преступления, в) средствах, которые использовались при совершении преступления, г) причинении вреда, а также его размер, д) причастности к деянию "другого лица", которое не является субъектом ответственности, е) наличии соучастников.Объективная сторона представлена деянием (действие или бездействие). Само деяние в совокупности своих характеристик является ведущим, главным признаком объективной стороны. Противоправное деяние может быть простое и сложное. Простое деяние является кратковременным действием или бездействие. Например, согласно КоАП РФ мелкое хищение (ст. 7.27), уничтожение или повреждение специальных знаков (ст. 7.2), невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства (ст. 12.25) и др. Сложное деяние представляет собой акт противоправного поведения, который растянут во времени. Они подразделяются на : а) деяния, длящиеся, б) продолжающиеся деяния.Ведущим признаком продолжающихся деяний является непрерывное их осуществление в течение определённого времени. Такие деяния характерны для нарушения установленных запретов посредством невыполнения определённых обязанностей. Начальный момент – противоправное деяние либо противоправное бездействие. Затем нарушитель или не исполняет обязанность, которую должен исполнить, или исполняет её, но не так, как положено (т. е. имеет место ненадлежащее исполнение обязанности). Соответственно, его действия оцениваются либо как противоправные деяния, либо как противоправное бездействие. Пример противоправного бездействия – неоказание медицинской помощи пациенту медицинским работником, обязанным оказать такую помощь.Правонарушения могут быть разовыми и продолжающимися. Продолжающимся административным правонарушениям свойственна следующая особенность – каждое деяние, образующее продолжающееся административное правонарушение, содержит всю совокупность признаков состава. При этом в совокупности все они составляют тот же состав административного правонарушения. Первое деяние нарушителя уже может быть квалифицировано по соответствующей статье КоАП РФ. Каждое последующее неправомерное деяние не меняет существенно ни юридической оценки, ни значимых свойств содеянного. Но при этом с каждым вновь совершённым неправомерным деянием увеличивается продолжительность правонарушения во времени, размер вреда, причиняемого общественным отношениям и прочие последствия. Прекращение продолжающегося административного правонарушения возможно юридическим и фактическим путём.Деяния, характеризуемые в качестве административных правонарушений, могут быть незаконченными и законченными. Незаконченное административное правонарушение – это неправомерное деяние, которое по каким-либо причинам было прервано и виновный не достиг цели, которая перед ним стояла изначально. При этом обстоятельства, по которым административное правонарушение не было закончено, могут не зависеть от воли правонарушителя.В соответствующих случаях имеет значение способ совершения проступка: метод, порядок, приёмы, применяемые правонарушителем, последовательность действий. Мелкое хищение расценивается в качестве административного правонарушения только тогда, когда оно совершено одним из таких способов: присвоение и растрата, кража, мошенничество, злоупотребление служебным положением. Если же имел место разбой или грабёж, то речь идёт не об административном правонарушении, а об уголовном преступлении.Законодательство в сфере административного регулирования, в попытке более точно охарактеризовать определённые способы совершения правонарушения, употребляет ряд оценочных терминов, таких как :«злостное»,«грубое»,«расточительное» и др.В качестве признака объективной стороны в ряде случаев выступает причинённый вред и его размер. Данный признак выступает критерием, посредством которого проводится грань между простыми и квалифицированными составами. Также именно благодаря данному признаку определяется вид ответственности, которая наступает за содеянное (административно-правовая или уголовная).Отечественное административное право не содержит общей нормы о соучастии, в которой раскрывался бы вопрос относительно детерминации ответственности нескольких нарушителей, совершивших административно-правовое нарушение совместно и с прямым умыслом. При этом в ст. 4.3 КоАП РФ указывается, что совершение административного правонарушения группой лиц – отягчающее обстоятельство. Однако признаки группового административного правонарушения нормативно не установлены.Обзор КоАП РФ позволил выделить ряд норм, которыми регулируется административная ответственность за совершение административного правонарушения группой лиц. Также законодателем выделены и признаки подобного правонарушения. Учитывая эти нормы, можно отметить, что административное право разделяет соучастие на два вида – простое и сложное. Сложным соучастием предполагается распределение ролей между нарушителями.Рассмотрим особенности субъекта состава административного правонарушения. Для начала отметим, что в КоАП РФ этот термин не используется вообще. Соответственно, отсутствует и его определение. Из обзора отдельных положений КоАП РФ можно прийти к заключению, что субъект административного правонарушения – это вменяемое физическое лицо, достигшее определённого возраста, совершившее деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Иными словами, субъект – этот тот, кто совершил административное правонарушение, т. е. правонарушитель.Следует подчеркнуть, что субъект не охватывается понятием состава административного правонарушения. Состав содержит только ряд признаков, характеризующих данное лицо (правонарушителя).Целесообразно выделить функции, реализуемые специальными признаками. Так, специальные признаки или выступают квалифицирующими для квалифицированного состава, или являются конструктивными для простого состава. В первом случае за совершение конкретного деяния к административно-правовой ответственности привлекается любое лицо старше 16-ти лет, а совершение такого же деяния специальным субъектом расценивается в качестве квалифицированного состава. Во втором случае к административно-правовой ответственности может быть привлечён только специальный субъект. Соответственно, специальные признаки включаются в состав административного правонарушения в качестве или квалифицирующих, или конструктивных. Однако не все признака обладают рассматриваемыми характеристиками. В таком случае речь идёт об особых признаках.Есть предложения считать носителей особых признаков особыми субъектами административного правонарушения. Но особые признаки могут иметь и специальные субъекты. Именно поэтому, во избежание путаницы и осложнения классификации, в отношении носителей особых признаков целесообразно применить следующую терминологию: общий субъект с особыми признаками и специальный субъект с особыми признаками.В завершение характеристики признаков субъекта административного правонарушения необходимо заметить, что тот же признак может использоваться как специальный и как особый. Субъективной стороной административного правонарушения является группа элементов, которые, характеризуют личное психологическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям. Такими признаками признаются: вина, цель и мотив деяния. Обязательным и главным признаком субъективной стороны проступка является вина. Отсутствие в деянии вины означает отсутствие в нем субъективной стороны и состава правонарушения вообще. Именно поэтому установление вины является главной задачей анализа субъективной стороны состава административного правонарушения. К факультативным признакам относятся цель и мотив.Внешнее проявление вина получает в одной из двух форм. Такими формами признаны умысел и неосторожность. Таким образом, установление вины сводится к доказыванию того, что действиями субъекта проступка руководил умысел, или они имели неосторожный характер.Отметим, что многие составы административных правонарушений являются формальными, так как ими не предусматривается вредных последствий или причинения ущерба.Необходимо иметь в виду следующее: объективная сторона в формальном составе исчерпывается рядом свойств деяния и обстоятельствами, при которых оно было совершено. Соответственно, от виновного по закону можно требовать только того, чтобы он осознавал обстоятельства, признаваемые частью состава административного правонарушения. Наличие вредных последствий и желание того, чтобы они наступили, не предполагается.Умысел при выполнении формального состава выражается в том, что лицо осознаёт противоправный характер деяний, но всё равно желает их совершить (умышленное противоправное обращение).В КоАП РФ даётся законодательное определение неосторожной формы вины. Основа данного определения позаимствована из УК РФ (ст. 26). Уголовному законодательству известно две формы неосторожной вины – халатность (преступная небрежность) и преступная легкомысленность.В заключение необходимо отметить, что психическое отношение к совершенному преступлению (или общее психоэмоциональное состояние) правонарушителя имеют большее значение для определения степени виновности лица, чем компоненты субъективной стороны состава (умысел, неосторожность, цель, мотив). В психике виновного лица в период планирования и дальнейшего совершения административного правонарушения существенное место занимают настроение и эмоции, побуждения, различного рода переживания.Все элементы состава характеризуют и квалифицируют административные правонарушения, что существенно облегчает деятельность соответствующих органов в пресечении возникновения новых административных нарушений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Калныш В.А. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ: АНАЛИЗ И РАЗБОР // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 365 - 375. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11651 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11651



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.