'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 54

Просмотры  21 просмотров

Калныш В.А.

  


МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье проводится анализ процесса исполнения постановлений о применении административного наказания. Автором исследованы механизмы, проблемы и особенности исполнения таких постановлений, на основе законодательства и судебной практики. В ходе исследования рассматриваются вопросы, связанные с полномочиями исполнительных органов, деятельностью судебных приставов, с контролем за исполнением административных наказаний.   

Ключевые слова:
исполнение постановление, исполнительное производство, жалоба, протест, мотивированное решение, исполнительный документ   


Заключительная стадия по делу об административном правонарушении – исполнение постановления. Этой стадии отводится важное значение в обеспечении законности. Исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях (исполнительному производству) присущи такие ключевые функции:— профилактическая,— защитная.Профилактическая функция исполнительного производства выражается в предупреждении и профилактике новых административно-правовых нарушений, формировании у граждан социальной ответственности, уважения к обществу и закону.Суть защитной функции в том, что исполнительное производство само по себе обеспечивает защиту законных интересов и прав субъектов (как граждан, так и организаций).Нормы, регламентирующие исполнительное производство, закреплены в разделе 5 КоАП РФ. Ключевые аспекты стадии исполнения постановления содержатся в ст. 31.1 КоАП РФ.При анализе стадии исполнительного производства по делу об административном правонарушении целесообразно рассмотреть, когда постановление считается вступившим в силу:- Если по протесту или жалобе вынесено решение, которое не может быть обжаловано, то постановление вступает в силу немедленно после его вынесения,- Постановление считается вступившим в силу после истечения срока для обжалования, если не было подано протеста или жалобы (срок для обжалования составляет 10 календарных дней с момента получения или вручения копии постановления),- Постановление считается вступившим в силу после истечения срока для подачи жалобы на решение по протесту или жалобе, если такая жалоба не была подана (срок для обжалования решения по жалобе - 10 дней с момента её поступления, а для жалобы на постановление о применении меры в виде административного ареста - 24 часа с момента подачи жалобы).Определив, с какого момента постановление по делу об административно правонарушении будет считаться вступившим в силу, рассмотрим некоторые важные моменты, касающиеся исполнительного производства.Само по себе рассматриваемое постановление – это и исполнительный документ, и правоприменительный акт. В этом его главное отличие от исполнительного листа, который выдаётся на основе иного юрисдикционного акта.Постановление об административном правонарушении, вступившее в силу, должно быть исполнено соответствующими органами и лицами, такими как органы местного самоуправления, государственные органы, должностные лица, юридические лица, гражданские объединения или граждане.Важные данные, которые должны содержаться в рассматриваемом постановлении, включают:- Информацию о вынесшем постановление органе и должностном лице.- Обстоятельства правонарушения.- Признаки, позволяющие идентифицировать нарушителя.- Мотивированное решение по делу об административном правонарушении, с указанием соответствующей статьи КоАП РФ.- Порядок обжалования постановления.Следует отметить, что положения КоАП РФ не ясно определяют, какая идентифицирующая информация о нарушителе должна быть указана в постановлении. На законодательном уровне это пока недостаточно регулируется, что может вызывать определенные трудности на практике.Более конкретные нормы по этому вопросу содержатся в Федеральном законе об исполнительном производстве (ст. 13). До 2020 года исполнительный документ должен был содержать следующую идентифицирующую информацию о должнике и взыскателе (подпункт "а" п. 5 ч. 1 ст. 13):- Для физического лица-взыскателя - имя, фамилия, отчество, место пребывания или место жительства.- Для физического лица-должника - в дополнение к вышеперечисленным данным, должно быть указано место и дата рождения, место работы (при наличии такой информации).- Для индивидуального предпринимателя-должника - в дополнение к вышеперечисленным данным, также должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика, место и дата государственной регистрации.С 30.03.2020 г. действует обновлённая редакция ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с актуальным содержанием подпункта «а» п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона, в исполнительном документе должны быть указаны следующие сведения:— имя, отчество, фамилия, место пребывания (место жительства) – для физического лица взыскателя,— имя, отчество, фамилия, место пребывания (место жительства), место и дата рождения, место работы (при наличии информации), любой идентификатор (серия и номер паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, ИНН, СНИЛС) – для физического лица должника,— для индивидуального предпринимателя должника в дополнение к вышеуказанным сведениям указываются следующие сведения – номер государственной регистрации (при наличии информации) и идентификационный номер плательщика налогов.Соответственно, для идентификации лица используются его персональные данные – фамилия, имя, отчество и любой идентификатор. Таким идентификатором может выступать, например, даже серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства. Место рождения не относится к обязательным сведениям – оно может быть указано в исполнительном документе, если известно.Нотариус, суд, органы контроля могут по своему усмотрению выбрать любой из идентификаторов для указания его в исполнительном документе. Такой законодательный подход поспособствовал разрешению целого ряда проблемных вопросов, связанных с некорректной идентификацией лиц, как должников (упоминания о подобных ошибках встречаются в информационном письме Д.В. Аристова – директора ФССП России).За период 2016-2017 гг. было зафиксировано большое количество ошибочных взысканий в отношении граждан, не являющихся должниками. Такие данные были озвучены представителем ФССП России по итогам проведённого анализа поступивших жалоб. Граждане, в отношении которых ошибочно было обращено взыскание, подавали жалобы в центральный аппарат ФССП России и в территориальные подразделения ФССП.Представляется, что главная причина ошибок в определении должника – наличие в Законе об исполнительном производстве всего трёх идентификаторов (ФИО, место и дата рождения). Учитывая, что при направлении в банк запроса в рамках межведомственного взаимодействия проверка личной информации должника производится автоматически, а при совпадении фамилии, имени, отчества, места и даты рождения по лицу выдаётся иная информация, хотя другие данные (например, ИНН) могут и не совпадать. Если судебный пристав-исполнитель получал заявление от лица, в отношении которого взыскание было обращено ошибочно, ему приходилось для подтверждения факта ошибки запрашивать дополнительную идентифицирующую информацию (данные паспорта, СНИЛС, ИНН и др.).В настоящее время исполнительный документ должен содержать всю необходимую персональную информацию о должнике. Внесение в законодательство соответствующих изменений в части расширения перечня идентифицирующих сведений, которые должны быть указаны в исполнительном документе, минимизировало риски по ошибочной идентификации должника.В 2021 году в Федеральный закон об исполнительном производстве были внесены очередные поправки, коснувшиеся уже и взыскателя, а не только должника (Закон от 21.12.2021 г. № 417-ФЗ).С 20.06.2022 г. на законодательном уровне было установлено обязательное требование об указании в исполнительных документах места рождения взыскателя и должника. Ранее введённые идентификаторы (ИНН, серия и номер паспорта / водительского удостоверения, СНИЛС) тоже могут использоваться при идентификации физического лица, выступающего должником.Фактическое отсутствие в исполнительных документах информации о должнике, которая по закону должна быть указана, выступает основанием для отказа в том, чтобы принять такой документ к принудительному исполнению. Похожие трудности имеют место и в случае направления материалов дела об административном правонарушении в суд.Важно подчеркнуть, что немедленное исполнение судебного постановления вступает в противоречие с конституционными положениями о признании обвиняемого невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Иными словами, имеет место противоречие презумпции невиновности, закреплённой в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ. Постановление суда после вступления в силу выступает доказательством вины лица. Соответственно, при немедленном исполнении такого постановления (т. е. до вступления его в силу) нарушается принцип презумпции невиновности. Также отметим, что положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ, вступают в противоречие с иными нормами этого же кодифицированного законодательного акта. Так, в ст. 31.2 КоАП РФ установлено, что исполнение постановления по делам об административных правонарушениях может быть начато только после того, как соответствующее постановление вступило в силу. На практике нередко возникают ситуации, когда исполнение решения происходит до того, как оно вступит в силу.Следует обратить внимание, что КоАП РФ, закрепляя правило о немедленном исполнении постановления, не содержит законодательного определения термина «немедленно». Подобная ситуация сложилась и в иных отраслях права. К примеру, такая конструкция, как «немедленное исполнение» существует в уголовно-процессуальном праве, но предусматривается только в двух случаях. Первый случай – немедленное исполнение судебного решения (постановления или определения судьи), не предполагающего обжалования в порядке апелляции (ст. 391 УПК РФ). Второй случай – немедленное исполнение постановления и определения о прекращении уголовного дела в части освобождения подсудимого (обвиняемого) из-под стражи (ч. 3 ст. 391 УПК РФ). Фактически второй случай можно расценивать как противопоставление ситуации с административным арестом, когда лицо, в отношении которого применена административно-правовая ответственность, претерпевает лишение свободы до момента, пока решение суда не вступит в силу.Законодатель не определяет момент подачи жалоб. Но в законе устанавливается, что жалоба должна быть рассмотрена в максимально короткие сроки, когда нарушитель уже несёт наказание. Соответственно, учитывая необходимость направления жалобы в вышестоящую инстанцию, необходимость её рассмотрения в кратчайшие сроки и скорость доставления гражданина, подвергнутого административному аресту, к месту, где он будет отбывать наказание, а также время, отведённое на приём данного лица и его размещение, вопрос о гарантии максимально быстрого рассмотрения жалобы представляется спорным. При этом время в данном случае обладает большой ценностью (особенно с учётом ограничения важнейшего личного права человека – права на свободу). Сказанное свидетельствует о высокой актуальности проблематики немедленного исполнения решений об административном аресте. В настоящее время, к большому сожалению, встречаются факты существенного нарушения прав граждан, подвергаемых указанному виду административно-правовой ответственности.С целью решения вопроса относительно немедленного исполнения постановления об административном аресте целесообразно рассмотреть вариант с отсрочкой исполнения наказания.Действующим административным законодательством предусматривается правовой механизм отсрочки исполнения административных наказаний (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ). Этот механизм применяется в случаях, когда немедленное исполнение постановления по объективным причинам невозможно. При наличии таких причин судья, которым было вынесено постановление, может отсрочить исполнение сроком до 30 дней. Законодательно перечень обстоятельств, при которых возможна отсрочка, не установлен. Соответственно, решение принимается судьёй по своему усмотрению.Завершающим этапом выступает вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о завершении исполнительного производства. Такое постановление выносится на основании акта, поступившего из органов пограничной службы, о выдворении лица. То есть постановление о завершении исполнительного производства выносится уже после того, как лицо без гражданства или иностранный гражданин пересечёт границу. Копия постановления о завершении исполнительного производства отправляется в суд, которым был выдан исполнительный документ о выдворении. Также копии постановления о завершении исполнительного производства должны быть направлены в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы иностранных дел. Срок направления – не позднее дня, идущего за днём, когда было вынесено соответствующее постановление.Одним из видов административного наказания выступает административное приостановление деятельности. Данная мера применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 9 ч. 1 ст. 3.2, ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ). Суть административного приостановления деятельности состоит в том, что по решению суда происходит временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если у юридического лица имеются производственные участки, представительства, структурные подразделения и филиалы, то их деятельность также временно приостанавливается.Административное приостановление деятельности рассматривается высшей судебной инстанцией в качестве исключительной меры. Суды перед назначением данной меры обязаны тщательно изучить все материалы и обстоятельства дела, чтобы оценить, действительно ли имеется необходимость в применении именно этой меры административной ответственности. В связи с тем, что информация о возможном наступлении случаев, указанных в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, причиняющих или создающих угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, обладает значением для разрешения дела об административном правонарушении, за которое возможно назначение именно административного приостановления деятельности, протокол об административном правонарушении должен содержать указание на такую угрозу и факты, подтверждающие её наличие. При отсутствии в протоколе указания на то, какой именно случай из числа тех, что перечислены в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, создаёт угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям, а также обоснования наличия такого случая, суд имеет право на вынесение определения о возврате протокола и материалов дела органу или должностному лицу, составившему данный протокол. Основанием для возврата протокола в данном случае служит положение, закреплённое в п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ (вопрос 8 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвёртый квартал 2008 г.» от 04.03.2009 г., 25.03.2009 г., Вопросы применения КоАП РФ).В вышеуказанном Постановлении ВС РФ указано также, что при определении срока административного приостановления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) нужно учитывать, что максимальный срок приостановления деятельности составляет 90 суток. В этот срок засчитывается временный запрет деятельности, если данная мера была применена (абзац 2 п. 23.3). Соответствующие указания подтверждаются нормами ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ. При применении указанной административной меры данный факт должен быть отражён в постановлении по делу (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ).Время начала и завершения срока административного приостановления деятельности не должно определяться в постановлении, поскольку КоАП РФ этого не предусматривает.Назначение административного наказания в виде приостановления деятельности неоднократно выступало предметом разбирательств в Конституционном Суде РФ. Так, в Определении КС РФ № 1776-О от 18.07.2017г. указывается, что рассматриваемый вид административной ответственности может назначаться только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Если юридическое лицо имеет производственные участки, структурные подразделения, представительства или филиалы, то их деятельность также подлежит приостановлению при вынесении соответствующего постановления.Вопросы применения рассматриваемого вида административного наказания регламентируются положениями ст. 32.12 КоАП РФ. Судебный пристав-исполнитель, получив от уполномоченного должностного лица или судьи постановление о назначении нарушителю административного наказания в виде приостановления деятельности, исполняет его немедленно. Таким образом, исполнение постановления о применении административного наказания является важной составляющей процесса применения административной ответственности. Оно осуществляется в соответствии с установленными процедурами и механизмами, которые направлены на обеспечение справедливости и эффективности наказания.Исполнение административного наказания может включать различные меры, такие как уплата штрафа, лишение прав или лишение свободы на определённый срок. Механизмы контроля и принуждения обеспечивают выполнение данных мер и предотвращают их уклонение или несоблюдение.Важно отметить, что исполнение постановления о применении административного наказания должно осуществляться с учётом законности и справедливости. Права и интересы нарушителей также должны быть защищены и уважаемы. В случае неправомерного или необоснованного исполнения постановления имеется возможность обжалования в судебном порядке.В заключение стоит отметить, что исследование механизмов исполнения постановлений о применении административного наказания позволяет изучить процесс эффективного осуществления административного контроля и поддержания правопорядка. Процесс исполнения постановлений требует совместных усилий исполнительных органов, должностных лиц и юридических лиц для обеспечения надлежащего соблюдения закона и применения соответствующих мер административной ответственности. При этом необходимо уделить внимание прозрачности процедур исполнения, а также обеспечению справедливости и защите прав подлежащих исполнению лиц. Для достижения оптимальных результатов в исполнении постановлений инициативы по повышению эффективности, автоматизации процессов и сотрудничеству между органами и сторонами, заслуживают особое внимание. Это поможет укрепить веру в правовые процессы, достичь справедливости, обеспечить законность и правопорядок в обществе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Калныш В.А. МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРИМЕНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 354 - 364. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11650 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11650



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.