'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 42

Просмотры  16 просмотров

Гайдаржи Т.В., Гебре В.Д., Кожабаев М.Х.

  


ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, КВАЛИФИКАЦИИ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 174.1 УК РФ *

  


Аннотация:
в данной работе определяются особенности выявления, рассматривается проблема квалификации и расследования преступлений, предусмотренных 174.1 УК РФ «Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».   

Ключевые слова:
легализация, денежные средства, имущество   


В структуре преступности особое положение занимает легализация денежных средств, приобретенных преступным путем, и является вторичной преступной деятельностью, которая придает практический смысл и зачастую детерминирует первичную преступную деятельность. Несмотря на небольшое количество привлекаемых ежегодно к ответственности лиц по ст. 174.1 УК РФ, преступления эти довольно распространены и имеют высокую скрытность.Согласно статистике Судебного департамента при Верховном суде, число приговоров за «отмывание» составляет меньше 0,01 от всех обвинительных решений по различным статьям УК РФ. Так, например, число осужденных по ст. 174.1 УК РФ за 2022 г. составляет 32 человека, за первое полугодие 2023 г. – 18, тем не менее обвинительные решения выдвигались по дополнительной квалификации. Это неудивительно, ведь легализация – это одно из самых трудно выявляемых преступлений не только в России, но и во всем мире. В большинстве случаев дела по ст. 174.1 УК РФ возбуждают, когда проводят расследования других правонарушений. В связи с этим, правонарушителя чаще всего обвиняют в легализации, когда против него уже возбудили дело за какое-то другое преступление, ст. 174.1 УК РФ становится для него вторым составом. Большое внимание уделяется правоохранительными органами выявлению фактов легализации доходов, однако возникают определенные трудности при квалификации преступлений, предусмотренных статьями 174.1 УК РФ. Одна из проблем заключается в том, что при квалификации содеянного по статье 174.1 УК РФ суду необходимо установить, что виновное лицо заведомо знало о преступном происхождении имущества, с которым совершало финансовые операции и другие сделки. Так, для установления факта легализации денежных средств необходимо признать факт совершения деяния, попадающего под признаки преступления, предусмотренного особенной частью УК РФ, в результате которого были получены денежные средства или иное имущество, которые были легализованы.Другая проблема связана с тем, что в диспозиции рассматриваемых статей говорится о совершении «финансовых операций и других сделок», в связи с чем в процессе применения данных норм некоторое время необходимо было доказывать их совокупность, что затрудняло квалификацию. Хотя на практике, в целях придания правомерного вида денежным средствам, бывает достаточно совершения всего одной сделки. Но исходя из прямого толкования закона, в данном случае признаки объективной стороны будут недостаточными. Эту проблему отчасти разрешило постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32, указав, что ответственность по статье 174.1 УК РФ наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным, если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.Другой проблемой правильной квалификации рассматриваемого преступления является проблема определения специальной цели, заключающаяся в придании юридической формы владению, использованию и распоряжению денежных средств или иного имущества, приобретенного преступными средствами или в результате преступления. Особой целью в этом случае является преступно-формирующая черта, а если ее нет, то нет состава преступления. Поэтому предполагается, что совершение мер по обретению возможности законного владения, пользования и распоряжения имуществом, полученного преступными средствами, не означает наличия цели придания правовой формы владению, использованию и распоряжению этих средств.В ходе расследования преступлений по легализации денег устанавливаются следующие обстоятельства – условия получения дохода от преступной деятельности, время их отмывания, размер законно полученного дохода за определенный период. В материалах дела чаще отражается размер, вид дохода, полученный в результате преступлений, какая часть указанной суммы и схема отмывания, место и время совершения сделки, какие документы и иные данные, подтверждающие факт отмывания. Приведенные данные определяются по периодам, если доходы поступили не в то же время. Рассмотрим пример того, как раскрывают схему обнала, обналички, легализации (отмывания) денежных средств. Данный вид преступления, как правило сопряжены с совершением других – а именно, подделкой документов, уклонением от уплаты налогов, незаконным предпринимательством, незаконной банковской деятельностью, все это в зависимости от действующей схемы обналички (обнала). Как правило, на первом этапе сотрудники правоохранительных органов начинают «дергать» работников предприятий, контрагентов, руководителей, бухгалтеров, задавать вопросы об оборотах, ведется ли реальная деятельность, концентрироваться на конкретных сделках и т.п. Схемы обнала легко раскрываются путем обнаружения аффилиатов (аффилированных фирм), которые проводят сделки на выполнение работ, оказание услуг с одними и теми же контрагентами, а на балансе таких компаний ничего нет и работников нет, соответственно это является признаком фиктивности сделки. Сотрудники ФНС оперативно помогают с установкой всех участников схемы, а также отчетностью, сведениями об основных средствах и т. п. Затем устанавливается местонахождение и опрашиваются номинальные бенефициары, директора, бухгалтеры, которые утверждают, что таковыми они в действительности не являются, просто подписывали какие-то документы по просьбе знакомого и указывают на этого «знакомого». Далее проверяются сделки, отчетность, устанавливается, что сделок никаких не было, если это работы, то легко устанавливается, что они выполнены не были, если услуги, опрашиваются получатели мнимых услуг. Когда замешано много людей, сотрудники правоохранительных органов очень быстро имеют возможность выйти на организаторов схемы, а очень часто к ответственности привлекаются и номинальные руководители, когда раскрыть организаторов представляется сложным. Также имеют место случаи, когда добропорядочные предприниматели по «глупости» ввязываются в схему обналички, предоставляют свои счета и предприятие под сомнительную сделку. Соблазн велик, делать ничего практически не надо, а прибыль есть, кроме того, за счет возросших оборотов можно попытаться получить выгодный кредит в банке, который раньше взять не удавалось. Только вот резко возросший оборот и вызывает подозрения, а в следствии и привлечение отдела экономической безопасности и противодействия коррупции.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Гайдаржи Т.В., Гебре В.Д., Кожабаев М.Х. ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ, КВАЛИФИКАЦИИ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 174.1 УК РФ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 281 - 286. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11638 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11638



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.