'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 39

Просмотры  36 просмотров

Шутая Р.П., Швецов К.В.

  


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ *

  


Аннотация:
в статье анализируется экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны.   

Ключевые слова:
экономика, экономическая безопасность, государство   


Актуальность. Экономическая безопасность является важным аспектом стабильности и процветания государства. Это означает наличие стабильной и конкурентоспособной экономики, способной справиться с возможными внутренними и внешними угрозами. Если экономика страны находится в хорошем состоянии, это оказывает положительное влияние на различные сферы жизни граждан, включая уровень жизни, занятость, доступность товаров и услуг, образование, здравоохранение и многое другое. Важно отметить, что экономическая безопасность тесно связана с политической, социальной и военной безопасностью. Это напрямую влияет на политическую стабильность страны и ее внутренний порядок. Кроме того, сильная экономика обеспечивает финансовую стабильность государства и способность выполнять обязательства перед своими гражданами и международными партнерами.Целью работы является анализ экономической безопасности и ее роли в обеспечении безопасности страны.Задачи исследования: – охарактеризовать экономическую безопасность,– проанализировать роль экономической безопасности.Методы исследования: логика, анализ, систематизация.Результаты. Экономическая безопасность государства — это состояние экономики страны, при котором она защищена от внутренних и внешних угроз, способных нанести ущерб ее экономическому развитию и стабильности. Это включает в себя защиту от экономических кризисов, инфляции, безработицы, коррупции, незаконной торговли и других угроз. Совершенствование системы экономической безопасности особенно важно для стран, которые с трудом преодолевают трансформационный кризис и обострение присущих ему противоречий [1]. Экономическая безопасность имеет большое значение для любого государства, так как она позволяет сохранить стабильность экономики и обеспечить благосостояние граждан. Без этого государство становится уязвимым перед внешними и внутренними угрозами, что может привести к серьезным последствиям, таким как ухудшение качества жизни населения, рост безработицы и инфляции, потеря конкурентоспособности на мировых рынках и другие проблемы.Одной из основных угроз для экономической безопасности является нестабильность мировой экономики, которая может привести к серьезным последствиям для России. Кроме того, внутренние факторы, такие как коррупция, низкая эффективность государственного управления и зависимость от импорта товаров и услуг, также могут негативно повлиять на экономическую безопасность страны. Для обеспечения экономической безопасности государства необходимо разработать комплекс мер, направленных на укрепление экономических связей с другими странами, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных инвестиций. Также важно развивать науку и технологии, чтобы создавать новые продукты и услуги, которые будут востребованы на мировых рынках.Говоря о стратегии обеспечения экономической безопасности, она должна основываться на структурно–функциональном подходе и предусматривать постановку стратегических и тактических целей, а также критериев —количественных показателей, определяющих степень достижения целей. Однако успешное применение данного подхода не может быть реализовано без четкого понимания теоретических основ экономической безопасности и ее производных компонентов, в том числе информационных, что пересекается с темой данного исследования. Та же кибербезопасность позволяет поддерживать надлежащий уровень экономических расчетов, который необходим для поддержания стабильности всей экономической системы, и любое несообщение о текущей ситуации может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, на сегодняшний день единого и общепринятого значения экономической безопасности государства не существует. Мердок считает, что экономическая безопасность должна соответствовать двум основным условиям: (1) сохранению экономической независимости страны и способности принимать решения, касающиеся экономики, преследуя свою собственную выгоду, и (2) поддержанию уже достигнутого уровня жизни и потенциала для его дальнейшего улучшения. Пепперс утверждает, что основу экономической безопасности страны составляют предпринимательская безопасность и система свободного рынка (гетерогенная и динамичная сложная адаптивная экономическая система, где деятельность носит спонтанный, адаптивный, децентрализованный характер, не имеет лидеров и самоорганизуется) [2].Экономической безопасностью также называют безопасность экономических отношений, которая в значительной степени влияет на развитие экономического потенциала страны и обеспечивает ее растущий экономический рост, что также способствует укреплению независимости и обороноспособности страны в экономической сфере. Между тем, некоторые ученые определяют экономическую безопасность как защиту жизненно важных интересов личности, общества и страны в экономической сфере от внутренних и внешних угроз для обеспечения устойчивого экономического развития государства и общества. С точки зрения государства, такая патерналистская концепция в виде политики протекционизма в экономической жизни характерна для азиатских стран или стран с ресурсоориентированной экономикой, таких как Россия и Китай [3]. Экономическая безопасность государства — это процесс обеспечения устойчивого и безопасного развития экономической системы, который позволяет ей эффективно решать ряд задач. Среди них — обеспечение национальной экономической и энергетической независимости и суверенитета, создание условий для удовлетворения потребностей людей, общества и страны, поддержание стабильности внутренней и внешней политики, защита собственности и рынков, а также предотвращение влияния преступных организаций на экономику.Чтобы разработать систему обеспечения экономической безопасности страны, необходимо определить позицию, которой она придерживается в отношении преодоления угроз или обеспечения безопасности. Выбор позиции определяет дальнейшее направление действий по формированию экономической безопасности. В первом случае все внимание сосредоточено на определении угрозы, ее опасности для страны, разработке действий по защите от нее. Это условие защиты всего государства и отдельного элемента - структуры [4]. Во втором случае внимание акцентируется на фактах финансово-хозяйственной деятельности, чтобы обеспечить нормальное функционирование и снизить вероятность недостижения цели ее деятельности. Таким образом, это является достаточным условием безопасности государства для достижения ее цели деятельности. Среди них — обеспечение национальной экономической и энергетической независимости и суверенитета, создание условий для удовлетворения потребностей людей, общества и страны, поддержание стабильности внутренней и внешней политики, защита собственности и рынков, а также предотвращение влияния преступных организаций на экономику [5]. Основные функциональные компоненты экономической безопасности организации могут быть представлены финансовой, политико-правовой, технико-технологической, информационной, экологической и энергетической. В то же время финансовая составляющая характеризуется рациональным использованием основного и оборотного капитала, капитала организации, оптимальным курсом обмена ценных бумаг на фондовой бирже. Техническая и технологическая составляющая характеризуется соответствием технологий, используемых в организации, международным стандартам, их конкурентоспособностью и возможностью дальнейшего совершенствования. Политическая и правовая составляющая связана с соблюдением как организацией, так и ее сотрудниками необходимых правовых требований. В современном мире информационная составляющая экономической безопасности хозяйствующего субъекта имеет решающее значение. В то же время информационно-аналитическое обеспечение деятельности организации требует конкретных операций, связанных с прогнозированием потенциальных угроз, сбором официальной информации, ее обработкой и сортировкой, а также мерами по предотвращению несанкционированного доступа к информации. В последнее время требования к экологической составляющей были ужесточены с точки зрения оптимизации затрат на соответствие экологическим стандартам технологий и продукции, минимизации затрат на штрафы за нарушение природоохранного законодательства.Выводы. Экономическая безопасность является ключевым компонентом общей безопасности страны. Это означает наличие стабильной и конкурентоспособной экономики, способной справляться с внутренними и внешними угрозами. Сильная экономика обеспечивает политическую стабильность, финансовую стабильность и повышение уровня жизни граждан.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шутая Р.П., Швецов К.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 264 - 270. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11635 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11635



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.