'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 22

Просмотры  42 просмотров

Мордовкина А.Ю.

  


КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены классификация подходов к определению качества американского ученого Д. Гарвина. Предоставлены методы управления качеством.   

Ключевые слова:
качество, управление качеством, подходы к правлению   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-149-156

В современной высококонкурентной среде компании должны постоянно стремиться улучшать качество своей продукции и услуг, повышать эффективность производства и поддерживать свою конкурентоспособность на рынке. Очередной экономический кризис заставляет компании искать пути оптимизации своей деятельности, рационального использования услуг и ресурсов, повышения эффективности своей работы. В этих условиях качество может выступать в очередной раз как палочка выручалочка. Сегодня многие переосмысливают свое отношение к вопросам качества. Всеобщее управление качеством (ТQM), стандарты ИСО серии 9000, сбалансированная система показателей, цепочка создания ценности, - всё больше и больше привлекает внимание. Среди организаций, работающих в сфере услуг, есть отрасли, которые на постоянной основе уделяют большое внимание вопросам качества, а есть те которые по разным причинам (малый размер, недостаток специалистов, отсутствие опыта и т. д.) не делают этого. И для одних, и для других качество может стать возможностью не только выжить, но и завоевать новые позиции, успешно развиваться и адаптироваться к вызовам внешней среды. Возможность быть конкурентоспособными, современными и востребованными в современном мире.Качество – сложное понятие, характеризующее эффективность всех сторон бизнеса:- стратегическое развитие,- организация производства,- маркетинг и т.д.Важнейшими составляющими всей системы управления качеством являются качество услуг и продукции. Если проанализировать тему «Что такое качество?», то вряд ли получим единогласный ответ. Диапазон мнений может сильно различаться, от «набора характеристик, отличающих один товар от другого» до «отсутствия дефектов», «соответствия государственным или общепринятым стандартам» и «характеристик, удовлетворяющих потребителя». При этом каждая точка зрения в той или иной степени обоснована и подтверждена в теоретических исследованиях и практической деятельности.Американский ученый Д. Гарвин попытался систематизировать трактовки качества применительно к продуктам и услугам, используемым в профессиональной и повседневной деятельности, и предложил следующую классификацию подходов к определению качества:– абсолютный подход: качество как мера «доброты», ценности вещи. Термину «качество» невозможно дать точное определение, но каждый знает, когда перед ним стоит качество. Этот подход наиболее близок к философскому пониманию качества. На практике подход не нашел прямого применения из-за нечеткого понимания качества и невозможности разработки инструментов оценки и управления,– продуктоориентированность: качество как совокупность проявлений свойств объекта. Подход напрямую ориентирован на продукт. Качество выражается через определенные характеристики продукта (надежность, долговечность), разница в качестве проявляется наличием или отсутствием этих характеристик. Это один из наиболее распространенных подходов к качеству, поскольку он позволяет объективно измерять качество и получать количественные оценки.– ориентация на клиента: качество как ответ на ожидания потребителей. Только потребитель определяет качество продукта и услуги, поэтому качество очень субъективно. Подход позволяет использовать достаточно широкий арсенал методов оценки и управления, связанных с изучением потребительских отношений и ожиданий.– ориентированный на производителя: качество как соответствие установленным стандартам. Такое понимание качества хорошо реализовано и предлагает широкий спектр инструментов и возможностей управления.– ценностный подход: качество по отношению к затратам и полезности, ценность для каждой из заинтересованных сторон (потребителя и производителя). Качество определяется процессом обмена между производителем и потребителем. Потребитель сравнивает полезность (ценность) полученного продукта и затраты на его приобретение. Производитель, в свою очередь, сопоставляет затраты на изготовление продукта и полученную выручку (полезность для производителя). Справедливость такого отношения с каждой стороны определяет качество продукта. На основании данных выше определений можно сделать вывод о том, что «качество» — это комплексное понятие применимое ко всем видам деятельности компании и отвечающее различным требованиям, как потребителя, так и общества в целом. В современном мире существуют различные методы управления качеством, которые представляют способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействия на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества. Рассмотрим некоторые из них:Объектно-ориентированные методы являются эффективным инструментом сбора, анализа и интерпретации качественной информации. К ним относятся:- методы контроля и управления качеством,- статистические методы- методы экспертной оценки,- вспомогательные методы и т.д.Использование этих методов не требует больших затрат, позволяет с определенной степенью точности и достоверности судить о состоянии изучаемых явлений (объектов, процессов) в системе менеджмента качества, прогнозировать и решать проблемы на всех этапах жизнедеятельности и на основе этого выбирать оптимальные управленческие решения.Комплексные методы позволяют объективно оценить желания потребителей, преобразовать их в требования к предоставляемой продукции и услугам, установить возможную производственную базу, найти слабые места, препятствующие достижению требуемого качества, правильно выбрать корректирующие и предупреждающие действия, оценить удовлетворенность потребителей и другие. участников этого производства и наметить пути его развития. Это коллективная деятельность, которая не может осуществляться отдельными лицами. Эти методы включают в себя:- бенчмаркинг – это практика сравнения бизнес-процессов и показателей эффективности с отраслевыми таргетами и лучшими практиками других компаний. Обычно измеряемые параметры включают качество, время и стоимость. Бенчмаркинг используется для измерения производительности с использованием определенного показателя (затраты на единицу продукции, производительность на единицу продукции, время цикла x на единицу или дефектов на единицу), в результате чего получается показатель производительности, который затем сравнивается с другими показателями.- QFD — это анализ, призванный стать инструментом управления продуктом. Основная цель внедрения функции качества – снизить затраты на создание продукта и повысить удовлетворенность клиентов, при этом уровень качества продукта никоим образом не должен пострадать. Использование QFD-анализа позволяет: сократить время изготовления изделия на 50%, сократить количество технических изменений на 50%, сократить затраты на создание и запуск продукта на 30%, сократить количество гарантийных случаев на 50%, повысить удовлетворенность клиентов, собирать и хранить данные о конструкции продукта, которые можно будет использовать в аналогичных случаях в будущем.- FMEA – анализ видов и последствий потенциальных отказов. Основная цель такого анализа – предотвратить и смягчить негативные последствия для потребителя, получающего возможные дефекты товара и процессов его производства. Данный метод управления качеством целесообразно использовать при разработке и модернизации продукции и процесса ее производства.- ФТА – анализ, включает систему показателей эффективности и результативности стратегии, контроля процессов ее реализации, разработки и реализации корректирующих мер и управленческих решений.Под системой менеджмента качества понимают систему, состоящую из технологических условий и факторов, влияющих на качество и обеспечивающих его запланированный уровень в процессе разработки, производства, эксплуатации или потребления продукции и услуг. Эти методы включают в себя:- Метод 5S, организация рабочего пространства. Это система мер, направленных на организацию и поддержание порядка на рабочем месте. Он подходит для решения всего спектра проблем – от выявления источника проблем до улучшения рабочего места. Красные маркеры, контуры и границы — основные инструменты, используемые при использовании метода 5S.- TPM (Total Equipment Maintenance) – система, позволяющая снизить потери на всем этапе жизненного цикла оборудования для повышения качества его обслуживания. Основная функция метода – предотвращение и снижение потерь, связанных с производственным оборудованием, а для этого к работе должны быть привлечены все сотрудники подразделения. При применении системы бережливого производства необходимо комплексно использовать все инструменты и методы, а также учитывать опыт внедрения концепции на зарубежных и отечественных предприятиях, поскольку можно столкнуться с проблемой неэффективности.- Just-in-Time сокращение сроков производства и доставки продукции потребителям. Благодаря этому методу теперь закупаются и производятся только необходимые товары, комплектующие или материалы. И склад не переполнен в ожидании других заказов,- SMED, метод, состоящий из комплекса действий, направленных на сокращение времени переналадки. Основная особенность быстрой переналадки состоит в том, что действия с неработающим оборудованием (внутренние) перестраиваются в действия с исправным оборудованием (внешнее). Функция метода заключается в сокращении времени переналадки. Хронометраж является основным инструментом, используемым в SMED.- Пока – ёкэ (Poka – Yoka), защита от непреднамеренных ошибок, возникающих в результате случайных причин. Это инструмент, который предотвращает возникновение более чем одной непреднамеренной ошибки в производственной операции. Основными целями системы являются: выявление несоответствий до начала процесса и завершения деятельности, обеспечить мониторинг ошибок, если процесс был выполнен, приостановите работу устройства, чтобы предотвратить переход продукта к следующему этапу. При обнаружении непреднамеренной ошибки следует искать причину ее возникновения с целью ее устранения и предотвращения в будущем.- Бережливое производство — это концепция управления производственными компаниями, основанная на стремлении улучшить качество работы за счет устранения всех видов потерь. Оно распространяется на всю компанию-производителя и затрагивает все аспекты ее деятельности: проектирование, производство, реализацию продукции и т.д.Контроль и управление качеством заключаются в использовании средств и методов управления качеством для систематизации данных и определения степени отклонения, поиска и устранения причины, а после устранения - проверки соответствия данных целевым.Системы управления качеством играют важную роль на предприятии, помогая повысить его эффективность и конкурентоспособность. Они позволяют установить цели, организовать процессы, контролировать соответствие требованиям и постоянно улучшать работу предприятия. Важнейшими составляющими всей системы качества являются качество услуг и продукции, оно включает в себя не только конечный результат, но и способ его достижения, при этом большое внимание уделяется пожеланиям потребителей. Система управления качеством включает в себя различные методы и инструменты, которые помогают предприятию контролировать и улучшать качество своей продукции или услуг и содействуют предприятию постоянно стремиться к улучшению своих процессов и продукции, искать новые способы повышения качества и эффективности. Также необходимо обеспечивать соответствие требованиям клиентов и законодательству, чтобы удовлетворять их потребности и ожидания.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Мордовкина А.Ю. КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 149 - 156. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11618 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11618



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.