'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 16

Просмотры  32 просмотров

Ионова Е.Ю.

  


НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ *

  


Аннотация:
актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что для организаций каждого вида экономической деятельности и любой формы собственности немаловажно осуществлять контроль расчетов с дебиторами и кредиторами для достижения поставленных стратегических целей. От результатов контрольной деятельности зависит финансовая устойчивость организации, объем налогооблагаемой базы, степень исполнения бюджета доходов и расходов, следовательно, и степень достижения целей развития организации в условиях рыночной экономики и существенной конкуренции, прибыльность деятельности. Благодаря корректно организованной системе контроля расчетов с дебиторами и кредиторами вполне вероятно установить рациональное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, тем самым сделав работу всей организации наиболее успешной. Целью статьи является изучение нормативного регулирования контроля расчетов с дебиторами и кредиторами. Для достижения поставленной цели в статье решены следующие задачи: рассмотрены понятие контроля расчетов с дебиторами и кредиторами, а также основные нормативные акты в области контроля расчетов с дебиторами и кредиторами.   

Ключевые слова:
расчеты с дебиторами, расчеты с кредиторами, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, контроль, нормативное регулирование   


В современных экономических условиях существенную часть активов и обязательств занимает дебиторская и кредиторская задолженность организации, являющаяся значимой звеном финансовых отношений организации в целом. К основополагающим источникам формирования денежного потока относятся выплаты дебиторской задолженности, а в качестве долгового обязательства, которое неизменно содержит сумму предполагаемых платежей, выступают кредиторские денежные обязательства, в связи, с чем за вышеуказанными показателями, в первую очередь, необходимо постоянное наблюдения, осуществление оценки и контроля. Поэтому значимость изучения теоретических и практических трудностей, возникающих при осуществлении контрольной деятельности за расчетами с разными дебиторами и кредиторами, объясняется, прежде всего, тем, что они обладают существенным значением для ликвидности организации, объемов продаж и продолжительности цикла. К тому же эффективность системы расчетов с кредиторами и дебиторами оказывает значительное влияние на финансовое положение организации, на ее инвестиционную привлекательность, платежеспособность и конкурентоспособность на экономическом рынке.Контроль расчетов с кредиторами подразумевает установление договорных взаимоотношений с поставщиками, определяющих условия и размеры расчетов до этапа поступления денежных средств от покупателей [9]. Что имеет отношение к контролю расчетов с дебиторами, то его задача, прежде всего, дать оценку оборачиваемости средств на текущих счетах. Необходимо обозначить, что если оборачиваемость дебиторской задолженности уменьшится, то кредиторская задолженность может вырасти, и как результат, может снизиться и платежеспособность организации [11]. Итоги проведения контроля расчетов с разными кредиторами и дебиторами непосредственно зависят от установленных контролерами целей [10]. Задачи контроля расчетов с кредиторами и дебиторами предприятия представлены на рисунке 1. /Рисунок 1. Задачи контроля расчетов с разными кредиторами и дебиторами [12]. Процедуры контроля расчетов с кредиторами и дебиторами являются важными составляющими процесса управления не только оборотными средствами организации, но и всеми ее экономическими ресурсами организации. Для того чтобы гарантировать прогрессивное динамическое развитие, организации в современных экономических условиях следует осуществлять гибкую политическую деятельность, оперативно реагировать на меняющиеся условия хозяйствования, для чего, в том числе, следует наблюдать за изменениями законодательных основ бухгалтерского учета в сфере контроля расчетов с дебиторами и кредиторами.Основу нормативного регулирования контроля расчетов с дебиторами и кредиторами составляют нормативные акты четырех уровней: законодательный, нормативный, методический и организационный. В Гражданском кодексе Российской Федерации указано, что «собственник имущества…осуществляет контроль над использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества» [2]. В статье 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что «в целях налогового мониторинга» регламенте информационного взаимодействия должна быть указана, в том числе, и сведения об организации внутреннего контроля над корректностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля) [1]. Начиная с 2011 года с принятием Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, ведение внутреннего контроля стало обязательным:– экономический субъект должен организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни»,– экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности [4]. Непосредственные рекомендации по организации системы внутреннего контроля, раскрываются в Информационном письме Минфина России №ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». В нем содержится информация о документальном оформлении внутреннего контроля, описан порядок его организации, кроме того приложение информации Минфина № ПЗ-11/2013 описывает процедуру, как оценивать внутренний контроль. По информации Министра финансов № ПЗ-11/2013, внутренний контроль призван обеспечить следующее:– результативную и эффективную деятельность, сохранение активов организации, достижение поставленных финансовых и операционных целей,– достоверность учетной и отчетной информации,– ведение бухгалтерского учета, проведение хозяйственных операций с учетом всех законодательных норм.Основные элементы внутреннего контроля, определённые информацией Минфина: – контрольная среда, – оценка рисков, – процедуры внутреннего контроля, – информация и коммуникация, – оценка внутреннего контроля [7]. Статья 85 «Ревизионная комиссия (ревизор) общества» Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [6] и статья 47 «Ревизионная комиссия (ревизор) общества» Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержат некоторые положения, подтверждающие необходимость проводить внутренний контроль, а также описание того, что такое ревизия, каков порядок действий ревизионных комиссий, в какой период осуществляется контрольная проверка, что включает в себя заключение ревизионной комиссии [5]. Кроме того, Федеральным законом от 19 июля 2018 года №209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» [3] в части контроля закрепляются ниже представленные положения. Статьей 65.1 Федерального закона от 19 июля 2018 года №209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» совет директоров общества наделен полномочиями по определению принципов и подходов к организации в обществе управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита. В статье 87.1. «Управление рисками, внутренний контроль и внутренний аудит в публичном обществе» установлены требования о том, что: – в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль, – для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе обязан осуществляться внутренний аудит, – совет директоров (наблюдательный совет) публичного общества устанавливает внутренние документы общества, определяющие политику общества в области организации управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита [8]. Таким образом, можно сделать следующий вывод: порядок организации и выполнения контроля расчетов с различными дебиторами и кредиторами определен большим количеством различных правовых актов и стандартов учета, к которым можно отнести ГК РФ, ФЗ от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете», международные и российские стандарты бухгалтерской отчетности. Законодательные основы бухгалтерского учета не стоят на месте, постоянно развиваются, вследствие чего организации обладают возможностью своевременно и безошибочно отражать в отчетности расчетные операции с кредиторами и дебиторами, взимать задолженность с дебиторов и своевременно погашать задолженность перед кредиторами, тем самым улучшать финансовое состояние организации в целом и оставаться конкурентоспособной на экономическом рынке.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ионова Е.Ю. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 113 - 120. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11612 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11612



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.