'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  37 просмотров

Зарудная А.М.

  


НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в современном мире налоговая система играет ключевую роль в экономическом развитии страны. Она обеспечивает финансирование государственных программ, социальную защиту граждан и инфраструктурные проекты. В связи с ускорением цифрового прогресса и переходом к электронной форме хранения данных, стало необходимым адаптировать налоговую систему к новым технологиям. В этой связи налоговый мониторинг, как инструмент налоговой цифровизации, приобретает все большее значение. В Российской Федерации налоговый мониторинг уже применяется в некоторых областях, например, в электронной отчетности и автоматическом информировании о доходах. Тем не менее, существует потенциал для дальнейшего развития этого инструмента. В статье будут рассмотрены перспективы налогового мониторинга в России и предложены возможные пути его усовершенствования с целью повышения эффективности налоговой системы и снижения нагрузки на бизнес.   

Ключевые слова:
налоговое администрирование, налоговый мониторинг, горизонтальный мониторинг, налогоплательщик, налоговые риски, комплаенс, управление налоговыми рисками, риск-ориентированный подход, налоговый контроль, соглашение   


В современном мире, где информационные технологии играют все более значимую роль, государства сталкиваются с необходимостью перейти к цифровым системам учета и контроля налоговых платежей. Одним из ключевых инструментов в этом процессе является налоговый мониторинг – система, которая позволяет автоматически отслеживать и контролировать выплаты налогов.Основной аспект налогового мониторинга заключается в его способности обеспечить эффективную связь между государством и организациями/налогоплательщиками. С помощью цифровых технологий возможно создание единой базы данных, содержащей информацию о всех декларациях и платежах по каждому виду налогов. Это повышает прозрачность системы и уменьшает возможность незаконных операций или уклонений от уплаты налогов.Одним из главных преимуществ такой системы является быстрота и точность обработки информации. Автоматическое считывание данных позволяет значительно сэкономить время и ресурсы налоговых органов, а также уменьшить вероятность ошибок в расчетах или упущений при проверке документов. Это повышает эффективность работы государственных служб и способствует более оперативному получению налоговых поступлений.Еще одним важным преимуществом налогового мониторинга является его способность выявлять недостоверную или неполную информацию, предоставляемую налогоплательщиками. Система может автоматически проводить анализ данных и выделять потенциальные несоответствия или отклонения от нормы. Это позволяет своевременно принимать меры к исправлению ошибок или направлять запросы на дополнительное подтверждение правильности деклараций.Кроме того, цифровой формат хранения информации делает ее легко доступной для анализа и использования в различных целях, таких как определение эффективности фискальной политики, разработка новых методов контроля за нарушениями налогового законодательства или планирование бюджетных расходов. Налоговый мониторинг становится важным инструментом для принятия обоснованных решений и оптимизации налоговой системы.Одним из ключевых принципов налогового мониторинга является своевременность информирования органов государственной налоговой службы о фактах изменения существенных условий предоставления налогоплательщиком данных по его деятельности. Такая информация позволяет оперативно реагировать на возможные нарушения законодательства и проводить необходимые проверки.Еще одним важным принципом является полнота и достоверность предоставляемой информации. Налогоплательщик должен представлять все данные по своей деятельности, а также обязан сообщать о любых изменениях в своем бизнесе. Это позволяет создать объективное представление о финансовом состоянии компании и минимизировать риски неправомерного уклонения от уплаты налогов.Также важным принципом налогового мониторинга является анализ данных и выявление необычных и/или неправомерных операций. С помощью специальных программ и алгоритмов, налоговые органы проводят анализ информации по налогоплательщикам, чтобы определить возможные риски и проверить соответствие фактической деятельности представленным декларациям.Еще одним важным принципом является сотрудничество между налоговыми органами и самими налогоплательщиками. Компании должны быть готовы предоставить запрашиваемую информацию, обсуждать возникающие вопросы с налоговыми инспекторами, выполнять требования контроля. В свою очередь, государственная налоговая служба должна обеспечивать консультативную поддержку для бизнеса при выполнении ими требований законодательства [3].Влияние налогового мониторинга на эффективность налоговой системы крайне значительно. Большая часть утрат доходной части бюджета связана с налоговыми правонарушениями и неправомерным уклонением от уплаты налогов. Налоговый мониторинг позволяет оперативно выявлять и предотвращать такие случаи, а также более эффективно контролировать исполнение обязательств по уплате налогов.В настоящее время налоговый мониторинг является одним из ключевых инструментов налоговой цифровизации, позволяющим повышать эффективность сбора налоговых платежей и бороться с незаконными схемами уклонения от уплаты налогов. Однако, развитие данной системы не лишено определенных проблем и вызовов.Первая проблема заключается в обеспечении полной и достаточно актуальной информации для осуществления эффективного контроля со стороны налоговых органов. Отсутствие доступа к реальным данным о доходах предприятий и физических лиц может затруднять выявление незаконных операций, а также усложнять процесс проверки документации при проведении налоговых проверок.Вторая проблема связана с отсутствием единого информационного пространства для обмена данными между различными государственными органами. Налоги – это всего лишь одна из множества сфер, в которых требуется обработка и анализ информации о гражданах и предприятиях. Отсутствие интеграции между системами разных органов может привести к дублированию данных, ошибкам и неполной информации.Третья проблема состоит в необходимости создания эффективного механизма защиты конфиденциальности персональных данных при использовании налогового мониторинга. С целью улучшения налоговой базы и более точного контроля за платежеспособностью налогоплательщиков, налоговые органы получают доступ к большому объему личной информации граждан. Правильное балансирование интересов общества и прав на конфиденциальность является комплексной задачей [2].Однако, помимо указанных проблем, развитие налогового мониторинга открывает широкие перспективы для повышения эффективности работы российских налоговых органов. Введение новых технологий автоматизации в процессе сбора информации позволяет значительно снизить время проведения налоговых проверок и упростить процедуру подачи деклараций. Кроме того, использование аналитических инструментов позволяет выявлять скрытые схемы уклонения от уплаты налогов и принимать меры по их предотвращению.Одной из перспектив развития налогового мониторинга является расширение его функционала и использование новых технологий. В частности, важным направлением является применение анализа больших данных (big data) для выявления потенциальных нарушений в сфере налогообложения. Анализ данных позволяет выявить незаконные операции, неоправданное уменьшение налоговых баз или фиктивные сделки.Еще одной перспективой развития является автоматизация процессов мониторинга и контроля при помощи беспилотных систем и роботизированных технологий. Это позволит значительно повысить скорость обработки информации, снизить риск человеческого фактора и сократить затраты на проведение проверок.Однако, несмотря на значительные достижения в области налогового мониторинга, остается ряд проблем, которые необходимо учитывать при его развитии. Прежде всего, это связано с обеспечением безопасности и конфиденциальности информации, поскольку использование больших данных предполагает доступ к большому объему личных и коммерческих данных. Также важно обеспечить эффективность работы системы и гарантировать ее надежность и стабильность [1].Еще одной проблемой является недостаточная осведомленность и подготовка сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся налоговым мониторингом. Сложившаяся практика показывает, что многие специалисты не имеют достаточного опыта работы с новыми технологиями или не обладают соответствующими навыками анализа данных.Для успешного развития налогового мониторинга необходимо также учитывать особенности отрасли и потребности бизнес-сектора. Разработка специализированных программ и инструментов, адаптированных под конкретные виды деятельности и сферы бизнеса, поможет повысить эффективность контроля и упростить взаимодействие между налоговыми органами и предприятиями.В целом, перспективы развития налогового мониторинга в Российской Федерации обещают быть достаточно обширными. Применение новых технологий и методик анализа данных позволит значительно повысить эффективность контроля за исполнением налогового законодательства. Однако необходимо учитывать ряд проблем, связанных с безопасностью информации, подготовкой специалистов и потребностями бизнес-сектора. Развитие налогового мониторинга требует комплексного подхода, который должен учитывать все указанные факторы для достижения оптимальных результатов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Зарудная А.М. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (69) том 3. С. 89 - 95. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11608 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11608



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.