'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 239

Просмотры  21 просмотров

Солодуха К.Д., Дубских Т.М.

  


ТВОРЧЕСТВО ХОРЕОГРАФА МЭРИ УАЙТХАУС С ПОЗИЦИИ ПСИХОАНАЛИЗА *

  


Аннотация:
Мэри Уайтхаус на основе ключевых положений аналитической психологии Карла Густава Юнга, концептуально осмысливает движение в качестве формы выражения бессознательного.   

Ключевые слова:
психоанализ, аналитическая психология, аутентичное движение, танец, активное воображение, роль движителя, роль свидетеля   


Мэри Уайтхаус стала профессиональной танцовщицей и признанным преподавателем хореографии. Пробудив в себе интерес к юнгианской мысли, Мэри стала обучаться психотерапии, добавила в свои сеансы танцы и движения, пытаясь с их помощью вызвать контакт с бессознательным. В то время многие пытались найти нечто общее между искусством и психотерапией. Мэри Уайтхаус стала заниматься юнгианским анализом в 1951 году и к 1954 году уже была членом юнгианского психологического клуба в Лос-Анджелесе. Занятие данным анализом оказало большое влияние на преподавание танца. Речь шла о способе самовыражения. Она пыталась постепенно нащупать пути и способы показа ("визуализации") движения и его осуществления. Таким путём Мэри Уайтхаус хотела проиллюстрировать, как можно "показать" бессознательное.Она объединила свои знания о танцах с экспериментальной психотерапией, выполненной в групповом процессе, где участники объединяются в спонтанном экспрессивном изменении положений тела. Этот процесс позже получил название «Аутентичное движение».Аутентичное движение (АД) - это выразительная, экспрессивная форма импровизации, позволяющая группе участников добиться свободного и гармоничного взаимодействия со своим телом. Сейчас эта практика популярна в качестве отдельной формы психотерапии. Она была придумана танцовщицей Мэри Старкс Уайтхаус в 1950-х годах. Основой для вдохновения Уайтхаус послужила мысль Юнга. Первоначальным названием этой практики было «движение в глубине».При исполнении основного сеанса АД участники начинают занятие в удобном положении, закрыв глаза, чтобы прочувствовать свои внутренние процессы тела-разума. Затем они ожидают появления стимулов внутри себя и следуют каждому бессознательному импульсу, выражающему движение или звук. Люди передвигаются по всему пространству, полностью свободному от любого направления или ожидания. Это позволяет им исследовать внутренние психологические процессы, поскольку они возникают в кинестетических реакциях жеста или звука. В основном, на этом и построена практика аутентичного движения.Суть данной практики заключается в том, чтобы снять с человека какие-либо ограничения и сковывающие его барьеры. Поэтому такая практика и зовется аутентичной. Критерий аутентичности - это способность человека дать волю своим интуитивным импульсам, возможность свободно выражать себя без интеллектуальной директивы, в отличие от движения, инициированного сознательным принятием решений. Люди просто обращают внимание на то, что чувствуют на эмоциональном и интуитивном уровне [2].В аспекте аутентичного движения активные участники действуют под присмотром пассивного свидетеля, который «фиксирует» их опыт, наблюдая завсеми происходящими действиями без суждения, прогноза или интерпретации. Таким образом свидетель также окажется своеобразным активным участником, так как он сам занят практикой наблюдения собственных ощущений и импульсов при фиксировании движения посторонних людей. Важно обратить внимание, что Уайтхаус создала много индивидуальных, диадических и групповых техник, чтобы воплотить контекст для перехода от внутреннего ощущения к опыту переживания всего своего тела. Здесь подразумевается не только движение мыслей, но и непосредственное участие всего человеческого существа в том, что он делает, пусть и бессознательно. Сам термин разработала Джанет Адлер.Роль движетеля и роль свидетеля в сеансе аутентичное движение. В АД участникам предлагается сконцентрировать свое внимание на настоящем и разыграть свои внутренние эмоции с помощью импровизированных танцевальных движений. Некоторые утверждают, что лучше это делать с закрытыми глазами, чтобы уменьшить влияние отвлекающих факторов. Цель этого процесса состоит в том, чтобы, как уже упоминалось, позволить людям соединиться с телом и умом, дать возможность их внутреннему опыту перемещать их. С психологической точки зрения это своеобразная забота о себе. Этот тип терапии не включает хореографию , музыку или что-либо в этом духе. Участникам предлагается полностью отдаться своим чувствам, переживаниям и существованию посредством подлинного, выразительного движения. Цель АД - обеспечить безопасное пространство, в котором участники могут повысить самосознание, сосредоточиться на исцелении и улучшить самовыражение. Действо не обязательно состоит из набора упражнений или вмешательств. Это, скорее, процесс, который разыгрывается способами, уникальными для каждого участника. Процесс должен включать «движителя» (обычно это пациент) и «свидетеля» (как правило, терапевта).Участник может разминаться, растягиваться, выделяя себе некоторое время, чтобы настроиться на внутренний опыт. Движителю рекомендуется обратить внимание на мысли, эмоции и воспоминания, позволить этим переживаниям менять положение тела любым способом, который кажется правильным. Участникможет делать это беззвучно, либо что-нибудь произносить. Именно благодаря такому процессу он может взаимодействовать с активным воображением, позволяя бессознательному материалу вытекать наружу. Подобно процессу осознанных сновидений, движитель контролирует происходящее, он открыт для того, чтобы быть во власти спонтанного процесса. Участнику допускается продолжать движение до тех пор, пока он не будет готов к остановке, также его можно останавливать через определенный промежуток времени ( обычно через 20-30 минут). Впрочем, в этом виде терапии всячески поощряется забота о себе, ведь движитель может сам решить, когда ему останавливаться [4].На протяжении всей сессии этот человек, который обычно является медицинским специалистом, осуществляет поддерживающее и непредвзятое присутствие, чтобы предоставить клиенту пространство для самовыражения. Свидетелем, как правило, является тот, кто проявляет восприимчивый интерес к опыту движения и сдерживает любые прогнозы или оценки того, что участник демонстрирует во время сеанса. В дополнение к отслеживанию всего действа свидетель обращает внимание на личные внутренние переживания. Он сидит в стороне, отслеживает время по мере необходимости и следит за тем, чтобы клиент был в безопасности на протяжении всего сеанса. Хотя каждый сеанс АД уникален и полностью управляется вдохновением участника, большинство психологов используют одну и ту же основную структуру занятий [4].В своем эссе о методе Мэри Старкс Уайтхаус сказала, что Движение, необходимо найти в теле. Оно существует с самого начала. Это то, что может сделать свободным. Именно это настроение обеспечивает основную предпосылку аутентичного движения. Благодаря ему человек может соединиться со всем своим внутренним состоянием. Мудрость тела, проявляясь в движении, помогает облегчить процесс исцеления.Современная история формы аутентичного движения, способствует саморазвитию и улучшению психического здоровья. Аутентичное движение росло и развивалось на протяжении многих лет. Это открытая и доступная каждому человеку форма. Сегодня существует много опытных преподавателей АД. Аутентичное движение, разработанное танцевальным терапевтом Мэри Уайтхаус, вбирает в себя действо, которое способствует саморазвитию и улучшению психического здоровья. Это своеобразный инновационный тип терапии. Он может использоваться квалифицированными специалистами в области улучшения психического здоровья отдельных лиц или супружеских пар, а также медиками, проводящими сеансы групповой терапии [4]. Считается, что АД особенно полезно тем, у кого есть трудности изложить свои проблемы в устной форме. Таким людям не помогают традиционные сеансы психологической помощи, такие как разговорная речь, общение. Идеи и методика Мэри Уайтхаус были расширены и дополнены благодаря помощи двух ее учеников Джанет Адлер и Джоан Ходоров. Они считали, что танцы могут привести к интеграции ума, тела и духа. Все три женщины имели обширный опыт, который помог им понять, как спонтанное движение может повлиять на психическое здоровье человека. При совместной работе с Уайтхаус, Адлер и Ходоров превратили аутентичное движение в терапевтический подход.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Солодуха К.Д., Дубских Т.М. ТВОРЧЕСТВО ХОРЕОГРАФА МЭРИ УАЙТХАУС С ПОЗИЦИИ ПСИХОАНАЛИЗА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 1560 - 1565. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11592 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11592



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.