'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 237

Просмотры  75 просмотров

Антонова А.И., Дубских Т.М.

  


ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена современной танцевальной терапии - методу, на основе которого возможно создание программ лечения и консультирования пациентов с четко обозначенными целями этапов терапии, включающих структурированные танцевально-терапевтические сессии.   

Ключевые слова:
танцевальная терапия, психотерапия, танцевально-двигательная терапия, хореография, психокоррекционный метод, спонтанный танец, танец, движение   


Танцевальная терапия — это направление психотерапии, основывающееся на творческом самовыражении через танец и движение, которые способствуют интеграции когнитивного, эмоционального, социального и физического аспектов жизни человека. Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма. Отсутствие двигательной активности и большие нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний. Человек, который начинает двигаться, танцевать становится более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее. Танцевальная терапия - психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции психики и сомы. Танцевальная терапия имеет широкий спектр применения - от пациентов психиатрического стационара и больных с нарушением опорно-двигательного аппарата до психологического консультирования детей и взрослых. [1, с. 50].Танец - это не только средство для выражения чувств, но также и средство достижения более высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями танца ведет к определенной релаксации и трансформации сознания. Танцетерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцетерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного.Современная танцевальная терапия является методом, на основе которого возможно создание экономичных комплексных программ лечения и консультирования конкретных групп пациентов с четко обозначенными целями этапов терапии, включающих структурированные танцевально-терапевтические сессии. Танец является видом самовыражения, который позволяет телу выразить чувства, намерения, сопереживания. Сказать о том, что творится на душе в настоящий момент [1, с. 52]. Хореографию можно назвать – «моментом интимным», момент излияния человеческой души другим людям. Связь между душой и телом является самой сильной, обстоятельства, которой не пойдут в противовес ни с одной историей. Новые направления в современном танце дают возможность некоторым людям избавиться от некоторых потенциально опасных для них болезней: психоз, невроз, нервное напряжение.В контексте танцевальных практик и танцевальной психотерапии нас интересует соотношение между эмоциональной и физической болью, то, как мы проживаем то и другое состояние, где здесь сходство, различие и что это изучение может дать для понимания и практического применения. Самая сильная эмоциональная боль, которую испытывают люди — это боль потери близких и боль отвержения. Танец может быть прекрасным обезболивающим. Помогает сама химия движения, музыки, творчества — естественная поставка эндорфинов [2, с. 176].Если боль — это набор телесных ощущений, значит, она где-то локализована в теле, сосредоточена в определенном месте. И, значит, есть места, где этой боли нет. Может ли человек почувствовать их в этот момент, ощутить места свободные от боли, ощутить их движение? Может ли он ощутить себя больше этой боли? Может ли найти расстояние между болью и им самим? В этом поможет разобраться «спонтанный» танец.Спонтанный танец – это необычный танец. Это танец Души. Это возможность услышать и почувствовать Себя, разрешить себе проявлять эмоции и чувства. И войти в состояние свободы, радости, счастья". В процессе танца, интересно, необходимо чтобы участники ставили перед собой вопросы и сами находили свои ответы, мысленно решаем проблемы, избавляемся от внутренней боли. Это способствует раскрытию своей самостоятельности и созданию своего уникального стиля. Появляется уверенность, что мы сами меняем себя и свою жизнь. Отличительной чертой данного вида современного танца является полное отсутствие определенной движенческой основы. Невозможно составить список основных положений рук, ног или положений корпуса в танце, так как «спонтанный» танец идет от души. Движения каждого исполнителя исключительно индивидуальны. Как в любом виде современного танца джаз-модерн или хип-хоп, «спонтанный» танец не имеет принципов и правил исполнения движений. Непроизвольные движения тела – вот точное описание танца. Анализируя сам процесс, исполнители могут увидеть особенности движений партнеров. Таким образом, они могут без слов понять «о чем» танцевал человек, какую боль он испытывал. Главной особенностью «спонтанного» танца является наличие мыслей. «Пустого» танцора уже нельзя назвать исполнителем «спонтанного» танца. Существует несколько частей «спонтанного» движения исполнителя, делая его работу более эффективной и важной для него самого:1 часть – Танец с закрытыми глазамиОткрывая для себя свободное движение, погружайся в чувствование тела. Танцуйте так, как будто вы находитесь наедине с собой.2 часть - ДыханиеУделяй внимание дыханию, вы добавляете свободы в движение. Человек начинает замечать движения и дыхание партнера, начинает взаимодействовать с пространством и с другими людьми. При этом, через взаимодействие с другим, больше начинаете чувствовать себя.3 часть - Живитетем, что сейчас с тобой. Живите танцем, чувствами, эмоциями. Будьте живым и настоящим. Будьте собой.Основываясь на технике спонтанного танца, была разработана танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. Ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела. Практика может потенциально помочь детям с избыточным весом похудеть и улучшить свои привычки в еде. [4, с. 252].Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.Большинство направлений психотерапии работает с ментальными расстройствами, воздействуя на психику. Различные зависимости, нарушения сна или приёма пищи, шизофрения, поведенческие отклонения — их сфера деятельности. И лишь немногие способны оказывать терапевтический эффект не только на душу, но и на тело. Астении, вегетососудистая дистония, ожирение, заболевания опорно-двигательного аппарата и органов дыхания, дефекты речи и слуха — со всем этим набором может справиться профессионально организованная танцевально-двигательная терапия (ТДТ). Помимо физической активности, танцы также являются социальной деятельностью. Согласно «FamilyTalk Magazine», уроки танцев могут помочь детям улучшить свои социальные и коммуникативные навыки: научиться работать в команде, развивать чувство доверия и сотрудничества и заводить новых друзей. Если ваш ребенок застенчив, занятие танцами может побудить его общаться с другим детьми своего возраста и помочь уменьшить беспокойство по поводу новых людей или мест. Танец также может помочь облегчить страхи, связанные с выступлением перед аудиторией.В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Таким методом является танцетерапия. В завершении, говоря об эффективности работы с детьми и взрослыми с применением методов танцевально-двигательной терапии, хотелось бы отметить, что существует еще множество других аспектов в рассмотрении этого вопроса, которые не удалось затронуть в данном докладе, так как метод танцевально-двигательной терапии многогранен, может синтезироваться с другими методами терапии, и каждый терапевт уникален, привнося свою личность в работу. Еще раз хотелось бы отметить, что танцевально-двигательная терапия как метод позволяет найти ресурсы в собственном теле и научиться их выражать.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Антонова А.И., Дубских Т.М. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 1546 - 1552. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11590 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11590



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.