'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 203

Просмотры  21 просмотров

Медведь Е.С.

  


СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА С ПРИМЕНЕНИЕМ АСПИРАЦИОННЫХ ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются перспективы внедрения систем обнаружения пожара с применением аспирационных пожарных извещателей на объектах железнодорожного транспорта.   

Ключевые слова:
железнодорожный транспорт, производственные объекты, пожарная безопасность, системы противопожарной защиты, мультикритериальные пожарные извещатели, аспирационные пожарные извещатели   


Железнодорожная транспортная система России традиционно является лидером отрасли грузовых и пассажирских перевозок. Общая эксплуатационная длина железных дорог Российской Федерации в настоящий момент составляет 87 тысяч километров. Ежегодно в России железнодорожным транспортом перевозится в среднем 1,2 миллиарда пассажиров и 1,3 миллиарда тонн различных грузов, что составляет около 28 % пассажирооборота всей транспортной системы России и 45 % её грузооборота (без трубопроводного транспорта - 87 %). Данная транспортная система обслуживает 77 из 85 субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что в первом полугодии 2022 года в следствии санкционного давления грузоперевозки снизились, общая тенденция по увеличению тоннажа перевозимых грузов и количества пассажиров в будущем будет сохраняться. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, предусматривает модернизацию железнодорожной инфраструктуры с развитием пропускных и провозных способностей, перевод устаревшей железнодорожной инфраструктуры на общероссийскую колею, начало работ по строительству северного широтного хода, запуск скоростных пригородных поездов на ряде направлений [4]. Рост объема перевозок диктует новые требования к обеспечению пожарной безопасности на объектах железнодорожного транспорта.В связи с тем, что железнодорожный транспортный комплекс выполняет важные функции по достижению государственных целей в части обеспечения национальной безопасности, экономического роста и связанности территорий страны, обеспечение его пожарной безопасности является приоритетной задачей.В настоящий момент актуальным остается проблема обеспечения объектов железнодорожного транспорта современными системами противопожарной защиты, обладающими такими свойствами как раннее обнаружение пожара, устойчивость к ложным срабатываниям, обнаружение возгорания в сложных условиях, возможность настройки параметров контролируемой среды. Одним из возможных решений данной проблемы является применение аспирационных пожарных извещателей.Пожарный аспирационный извещатель – это автоматический пожарный извещатель, обеспечивающий отбор через систему труб с воздухозаборными отверстиями и доставку проб воздуха (аспирацию) из защищаемого помещения (зоны) к устройству обнаружения признака пожара (дыма, изменения химического состава среды, температуры) [5]. Аспирационные пожарные извещатели рекомендовано устанавливать на объектах с сильной запыленностью, во взрывоопасных зонах цехов, складов, помещениях с очень высокой/низкой температурой, высокой скоростью воздушных потоков, под фальшполами и потолками, кабельных каналах, стойках технологического оборудования, вентиляционных системах, лифтовых шахтах. Преимуществом аспирационных извещателей являются такие характеристики как сверхраннее обнаружение пожара (рисунок 1), устойчивость к ложным срабатываниям, обнаружение возгорания в сложных условиях, возможность настройки параметров контролируемой среды./Рис. 1 Сравнение времени обнаружения пожара различными типами пожарных извещателей.Актуальным является применение аспирационных систем обнаружения пожара в зданиях постов электрической централизации в связи с тем, что расположенные в нем помещения насыщены аппаратурой электроавтоматики и радиоэлектроники с разветвленной и весьма насыщенной кабельной сетью проходящей, в том числе под полом. В помещениях постоянно работает система вентиляции, могут происходить электромагнитные помехи. Прямой и косвенный ущерб от пожаров на таких объектах исчисляется десятками миллионов рублей и может на некоторое время парализовать работу отдельных магистральных участков дорог.Точечные дымовые извещатели, которые в настоящий момент используются для защиты помещений постов электрической централизации, не отвечают требованиям по раннему обнаружению возгорания и устойчивости к ложным срабатываниям. Проблемы с ними возникают по причине таких факторов как запыленность, воздушные потоки от работы систем вентиляции и воздействия электромагнитных волн. При повышении кратности воздухообмена в помещении, площадь защиты одним точечным дымовым пожарным извещателем может снижаться в 9 раз (рисунок 2)./Рис. 2 Зависимость площади защиты точечным дымовым извещателем от кратности воздухообмена в помещении.Схема работы мультикритериальных аспирационных извещателей заключается в заборе проб воздуха из защищаемого помещения или оборудования через воздухозаборные отверстия и подаче его по трубопроводам в детекторный модуль для проведения анализа. В детекторном модуле, в который поступает воздух, оптическая плотность пробы измеряется с помощью сверхчувствительного лазерного обнаружителя малых концентраций дыма.Современные аспирационные пожарные извещатели контролируют наличие дыма, повышенные концентрации углекислого газа и повышение температуры среды.Аспирационные извещатели способны осуществлять контроль параметров среды в вентиляционных каналах, замкнутых пространствах фальшпола и потолка, закрытого оборудования, так как их конструкция позволяет установить их там, где невозможно установить другие типы извещателей. Возгорание в труднодоступных местах указанных выше очень сложно обнаружить на ранней стадии без использования аспирационных систем.Внедрение на железнодорожных объектах систем обнаружения пожара с аспирационными пожарными извещателями, позволит обеспечить высокий уровень пожарной безопасности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Медведь Е.С. СИСТЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА С ПРИМЕНЕНИЕМ АСПИРАЦИОННЫХ ПОЖАРНЫХ ИЗВЕЩАТЕЛЕЙ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 1331 - 1336. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11556 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11556



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.