'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 161

Просмотры  30 просмотров

Разинков А.А.

  


ИЛЛЮЗИОНИЗМ, МЕЖДУ ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМОМ И ВИРТУАЛИЗМОМ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается концепция иллюзионизма и его положение между эпифеноменализмом и виртуализмом. В то время как эпифеноменализм предполагает, что сознание является простым побочным продуктом физических процессов, виртуализм утверждает, что сознание само по себе является виртуальной реальностью.Цель работы: установление, путем сравнительного анализа, места иллюзионизма в ряду с другими теориями сознания такими, как эпифеноменализмом и виртуализмом, являющимися контрастными между собой, но интерферирующими с иллюзионизмом теориями сознания.   

Ключевые слова:
иллюзионизм, элеминативизм, виртуализм,TTВ контексте теорий сознания, иллюзионизм предполагает, что сознания, как мы его понимаем, не существует   


В контексте теорий сознания, иллюзионизм предполагает, что сознания, как мы его понимаем, не существует. Вместо этого оно является иллюзией, убедительным результатом огромного количества вычислений и процессов, происходящих в нашем мозге. Хотя такая точка зрения может показаться довольно мрачной, важно понимать, что она не предполагает отсутствие психических переживаний. Скорее, она предполагает, что эти переживания не являются тем, чем они кажутся. Но поскольку нам свойственно придавать большое значение своему субъективному восприятию мира, а также идея иллюзионизма ставит под сомнение наши интуитивные представления о природе сознания и нашей способности точно воспринимать реальность. Представление о том, что сознание — это всего лишь иллюзия, онтологически элиминирует, либо сознание целиком, если это сильный иллюзионизм, либо какие-то важные свойства сознания, если это слабый иллюзионизм [3, стр.114], порождая нигилистическое и депрессивное настроение, поскольку это предполагает, что наша жизнь может не иметь внутреннего смысла или цели.На измерительной линейке сознания иллюзионизм соседствует с двумя другими, близкими по некоторым параметрам теориями сознания.Первая из них – это эпифеноменализм. Эпифеноменализм — это точка зрения, согласно которой сознательный опыт является побочным продуктом физических процессов в мозге, но не имеет причинного влияния на эти процессы. Согласно этой точке зрения, поведение и ментальные состояния вызваны исключительно бессознательной нейронной активностью, а сознательный опыт является лишь пассивным побочным продуктом или "эпифеноменом" этой активности. И хотя эпифеноменализм не отрицает феноменального сознания, а отрицает только лишь его каузальную силу, не могут влиять на физические события или вызывать их.Вторая соседствующая с иллюзионизмом теория сознания – это виртуализм. Сразу нужно утверждать, что о виртуализме мы будем говорить в рамках концептуальной школы Н.А.Носова [1, 2] Виртуализм утверждает, что сознание (психика) — это форма виртуальной реальности, виртуальная конструкция, модель, созданная мозгом для осмысления и навигации по миру, на основе некой базовой(константной) реальности.Сравнительный анализ. Для начала нашего сравнительного анализа данных теорий прибегнем к мысленному эксперименту. Давайте представим двух человек посреди аравийской пустыне. Оба, увидев перед впереди оазис, воодушевленно двигаются к нему. Но между этими людьми есть большая разница. Первый – затерявшийся в пустыне путник, мучающийся от жары и жажды, увидевший мираж и надеющийся найти в увиденном оазисе спасение. Второй - богатый инвестор, в очках виртуальной реальности, а видимый им оазис это 3D модель парка отдыха, в который он инвестировал, спроецированная в дополненной реальности. На входе мы имеем иллюзию и виртуальную реальность. Ни первого, ни второго не существует в реальности, но виртуальная модель парка-оазиса считается реальной в соответствии с постулатами виртуализма [2], в отличие от иллюзорного миража. И то и другое при воздействии на человека оказывают некий каузальный эффект, побуждая человека к действию или вызывая в нем какое-либо состояние. Заблудившийся путник видит мираж, чувствует надежду и действует в соответствии с этой надеждой, двигаясь к миражу. Даже если оазис не существует, иллюзия влияет на действия путника. Инвестор же знает, что оазис-парк не существует в данный момент, но виртуальный оазис реален в мире дополненной реальности очков, и влияет на его действия и решения, потому что он представляет собой полезную модель будущей реальности.Эпифеноменализм же в контексте нашей метафоры пустыни предполагает, что восприятие оазиса — это просто побочный продукт обезвоженного и перегретого мозга путешественника. Иллюзия не заставляет путешественника двигаться к оазису, наоборот, физическое состояние тела путешественника заставляет его двигаться в поисках воды, а иллюзия оазиса является пассивным результатом этого движения.Сравнительный анализ этих трех теорий показывает спектр взглядов на природу сознания: от сознания как иллюзии (иллюзионизм), сознания как пассивного побочного продукта (эпифеноменализм) до сознания как полезной конструкции (виртуализм).Хотя все три теории оспаривают интуитивное понимание сознания как мощной, независимой сущности, они предлагают различные взгляды на ценность и влияние сознательного опыта. Иллюзионизм и эпифеноменализм склоняются к более элиминативному взгляду, предполагая, что наш сознательный опыт не имеет реальной причинной силы. С другой стороны, виртуализм подразумевает, что, хотя сознание может быть не тем, чем кажется, оно выполняет ценную функцию, обеспечивая основу для понимания и взаимодействия с миром.Выводы. Этот анализ проливает свет на спектр точек зрения современной философии на загадочную природу сознания. Элиминативные взгляды иллюзионизма и эпифеноменализма отрезвляют, поскольку ставят под сомнение обоснованность и каузальную потенцию нашего субъективного опыта реальности. Виртуалистская перспектива предлагает умеренную позицию, рассматривая сознание, как полезную конструкцию.Для иллюзионизма основная проблема заключается в объяснении того, почему и как столь убедительная иллюзия сознания возникает в результате мозговых процессов. Для эпифеноменализма загадка заключается в том, почему мозг вообще производит сознательные переживания, если они не имеют никакой причинной силы. А для виртуализма вопрос заключается в том, как именно мозг создает эту виртуальную реальность, которую мы называем сознанием, и оставляя открытым вопрос о соответствии виртуальной реальности сознания той константной реальности, из который оно возникло.Хотя мы еще не пришли к окончательному пониманию, такие теории, как иллюзионизм, эпифеноменализм и виртуализм, обеспечивают ценные рамки для изучения загадки сознания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Разинков А.А. ИЛЛЮЗИОНИЗМ, МЕЖДУ ЭПИФЕНОМЕНАЛИЗМОМ И ВИРТУАЛИЗМОМ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 1056 - 1060. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11514 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11514



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.