'
Машадова Л.Х., Маммедова Ай.А.
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА МАХТУМКУЛИ ФРАГИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА *
Аннотация:
в этой статье представлен краткий обзор о любовной лирики Махтумкули Фраги, а также дана краткое определение о понятии суфизма.
Ключевые слова:
поэзия
Многогранная поэзия Махтумкули, обращенная к душе туркменского народа, воспевает простого человека, мечтает об истине и гуманизме, счастливой жизни народа, выдвигает идеи о том, что добро обязательно победит зло и несправедливость. Но его исследования по раскрытию истины, стремление понять место человека в жизни и смысл жизни привели Махтумкули к философии суфизма на определенных этапах его творчества.Одна из причин, приведших Махтумкули к суфизму, на наш взгляд, заключается в том, что некоторые представители суфизма поставили в центр своей темы концепцию человека и то, что человек создан Богом, они считали его душу самым прекрасным существом на свете. Проблема суфизма в творчестве Махтумкули очень сложна и многогранна. Одной из таких областей является отличие светской любовной лирики поэта от его суфийских стихов. Причина этой трудности в том, что в стихах, связанных с суфийскими идеями, используются слова и образы светской любовной лирики; поэты обращаются к Богу как к своему возлюбленному. В данной работе мы рассмотрим некоторые особенности любовной лирики Махтумкули и стихотворений суфийского содержания и отличим их друг от друга. Суфийская поэзия использует в своих произведениях образы и термины традиционной светской любовной лирики, придавая им буквальное и аллегорическое значение. Например, «яблоко» — Божья природа, «черное» — Божья тайна и познание ее, «багровые губы» — духовное наслаждение и тайное милосердие, «мэй» — Божья любовь, «саки» — ученик, «губляние» (кабак) — место, где пьют божье пиво, человеческое общество и т. д.В своих суфийских стихах Магтумкули обращается к Богу со словами «яр», «дилдар», «дилбер», «друг», «сахипджемал». Но в его любовной лирике эти слова используются буквально. Конечно, чтобы различить их значение, мы должны обратиться к контексту, в котором используются эти слова. В каждом контексте Магтумкули дает понимание, которое является ключом к пониманию значения этих слов. По мнению Махтумкули, мир полностью наполнен Богом, но обычными глазами его увидеть невозможно, поэтому лирический герой стихотворения ищет его. Согласно религиозной доктрине, человек должен верить в природу Бога, а не знать ее. Этот принцип составляет основу религии и веры. Но некоторые представители суфийской философии пытаются понять природу Бога и то, чем он является, и вмешиваются в рационализм. В результате таких исследований некоторые суфии даже заявляли, что посредством суфийских практик они достигли видения Бога и соединились с ним духовно и физически. Но подобные ситуации всегда заканчивались трагедией. Об этом свидетельствует судьба Мансура аль-Халладжа и Насими.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2
Ссылка для цитирования:
Машадова Л.Х., Маммедова Ай.А. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА МАХТУМКУЛИ ФРАГИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУФИЗМА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 910 - 912. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11490 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*