'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 134

Просмотры  23 просмотров

Маренков А.С.

  


К ИСТОРИИ ГЛАВНЫХ ВОРОТ ТУЛЬСКОГО АРСЕНАЛА *

  


Аннотация:
статья посвящена появлению главных ворот Тульского арсенала, изучению их композиции.   

Ключевые слова:
Тульская губерния, Тульский арсенал, ампир, военная арматура, трофей   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-888-895

Старинные ворота Тульского арсенала представляют собой важный исторический памятник. Они являются молчаливыми свидетелями прошлых эпох, воплощают дух оружейного города. Военные арматуры, украшающие конструкцию ворот, символизируют силу и мощь, показывают, что арсенал под надежной защитой. А трофеи, возвышающиеся над воротными столбами, указывают на защиту столь важного места. Пережив бурю исторических событий, они по сей день притягивают взгляды прохожих и туристов. Изучить их появление в Туле, а также провести содержательный анализ композиции – те задачи, которые поставлены в этой статье.Источниками исследования послужили документы, сохранившиеся в ГАТО.Объектом исследования является история Тульского арсенала, а предметом – главные ворота арсенала. Использованы сравнительный метод, метод историзма.Широкая литература, посвященная вопросу, практически отсутствует. Историю арсенала изучает М.Б Крапивенцева, она также первой ввела в оборот важные источники, которые касаются истории ворот Тульского арсенала, в связи с реконструкцией арсенала во второй четверти XIX века [1]. Сколько домыслов и догадок можно было услышать об этих воротах, однако, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что композиция ворот была создана в 1844 – 1845 годах. Через семь лет после возведения Московских Триумфальных ворот, украшенных военными арматурами скульптора Б.И. Орловского [2]. Но при общем узнаваемом сюжете провинциальные тульские арматуры имеют свой уникальный облик. Отлиты они на Людиновском чугунолитейном заводе крупнейшего промышленника Ивана Акимовича Мальцова [3]. Интересно отметить, что на первые торги по «выбитию из латуни или отлитию из чугуна Арматур для воротных столбов Арсенального двора» никто не явился. И только на вторых торгах за дело взялся представитель И.А. Мальцова. На ворота выделили 1000 рублей серебром, что составляло внушительную сумму по тем временам. И отсутствие охочих показывает, что работа предстояла большая и непростая.Мода на «военную арматуру», то есть скульптурное, рельефное или живописное изображение оружия, военных доспехов и атрибутов, активно проявилась в украшении проездных ворот, триумфальных арок. Это понятие близко к понятию «трофей/тропеум» [4]. Первоначально термин «трофей» не являлся синонимом «добычи», а являлся, скорее, сакральным объектом. Он представлял собой столб (или зачищенное дерево) на поле боя, на который воины античности после победы вешали доспехи побеждённых (трофей/добыча): главным образом, панцирь и шлем, в знак того, что поле победы осталось за ними. В Российской Империи военная арматура стала массово распространяться после победы в Отечественной войне 1812 года. Ампир подходил для этого как нельзя лучше [5]. В провинции же появление архитектурных стилей несколько отставало, что приводило к интересным формам, определенной эклектике. В центре оформления ворот Тульского арсенала – военные арматуры, представленные следующими элементами: панцири по подобию римской «лорики мускулаты», которые в Римской Империи носил высший командный состав, примечательные шлемы, наподобие тех, что использовали гладиаторы. Шлемы, украшенные стилизованным грифоном на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), можно отнести к т.н. «фракийскому шлему» (Thraex). Сохранились античные изображения гладиаторов-фракийцев. Эти гладиаторы в целом имели внешний вид, отличающийся от того, что изображено на воротах арсенала. Ввиду наличия таких статусных элементов доспеха как «лорика мускулата» их совершенно нельзя назвать гладиаторами. Оружием фракийца-гладиатора был кривой меч – сика, либо гладиус [6]. Это демонстрирует явное расхождение с тем, что мы имеем на воротах арсенала. Здесь мы видим мечи, топоры по типу алебард, копья с развивающимися знаменами. Щиты, которые как бы опираются на фигуры, можно попытаться соотнести с римским щитом типа «клипеус». Они украшены орнаментом и геральдическими молниями, а также другими символами. А в целом украшения напоминают щиты, которые держат римские воины на памятнике, предположительно, посвященном битве при Акциуме [7]. Возможно, что это отсылка к щиту бога Марса «Анкиле». Мечи и алебарды, установленные рядом с фигурами, с античностью соотнести невозможно. Алебарды же имели большое распространение в Европе, и, ввиду условности формы, четко интерпретировать их сложно. Еще на картине Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» изображена схожая форма алебарды. Украшение острия мечей «приплюснутым» крестом указывает на то, что они облачены в ножны, в целом это имеет аналогии на других арматурах того времени, например, на арке Генерального штаба в Санкт-Петербурге. Эфес мечей украшают головы орлов. Рядом с каждой фигурой лежат по пять пушечных ядер и рожок, украшенный головой орла. Рожки удивительно сходны с теми, которые установлены на арматурах Московских Триумфальных ворот. Шлемы, которые стоят у основания фигур – это аналогия на русские шлемы XVI – XVII вв., т.н. ерихонки [8]. Таким образом, очевидно, что тот, кто изготовил эту композицию, определенно хотел продемонстрировать тему трофея. Что касается постройки ворот, важно отметить, что в 1834 году в Туле случился пожар. Не просто пожар, а опустошительное событие, большая часть Тульского оружейного завода разрушена. Исследователь М.Б. Крапивенцева считает, что Тульский арсенал не пострадал в результате пожара. Есть только одно упоминание, которое противоречит этому мнению: в одном из дел, которое хранится в ГАТО и посвящено выдаче пособий погоревшим жителям Тулы от 1839 года, среди прочего упоминается и арсенал [9]. В связи с этими событиями было организовано строительство «нового завода», в том числе перестраивается и арсенал [10, л.10]. За постройку «несгораемого» оружейного завода архитектор Иван Осипович Вальпреде получил звание академика. Под его надзором выполнялись и работы по перестройке ограждения арсенала и постройке ворот. /(прим. автограф Вальпреде на контракте подряда)Непосредственной работой по воротам занимался младший архитектор Михайлов [11]./(прим. из рапорта Михайлова по слому старых ворот 13 мая 1844 г.) В быстрые сроки, за лето 1844 года, было сломано старое ограждение арсенала и установленное временное. В 1845 году были возведены новые воротные столбы и заказаны арматуры. Капитель воротных столбов, имеет своеобразный орнамент в виде солярных символов. Правление завода потребовало взять старые железные ворота с тем, чтобы навесить их на новые воротные столбы, но для этого их требовалось отреставрировать. Сохранились и кондиции: «...вызолотить розетки червонным золотом, покрасить их масленою краскою дикага цвета»… «...все железные и медные части исправить и привести в надлежащий вид, поленявшую позолоту во всех местах ворот вызолотить чрез огонь…» [12, л.6].Тем не менее, до нашего времени сами железные ворота не сохранились, их можно увидеть только на старых фотографиях. В целом, работы были завершены к осени 1845 года, не всё шло гладко, однако, правление пристально отнеслось к этому проекту. Были установлены новые замки, петли, выверены все детали. Вероятно, именно в связи с таким отношением мы можем лицезреть эту композицию по сей день./прим. фрагмент письма в контору Людиновского «чугуноплавительного» завода 23 ноября 1843 г.Следует отметить, что старинные ворота Тульского арсенала требуют особого внимания и заботы для их сохранения. В революционные годы они чудом устояли. Вероятно, их эклектичность позволяла трактовать их и как гладиаторов, ассоциирующихся со Спартаком, который пользовался почетом в годы советской власти. Тем не менее, уточнение данных и изучение ворот еще только предстоит, необходимо привлечь трасологические методы, методы естественных наук в целом, для уточнения технологии изготовления, выявления осуществляющихся реставраций и тех деталей, которые требуют особого внимания для их сохранения. Важно уделять им внимание впредь, они притягивают своей харизмой, подобных памятников в Туле совсем немного.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Маренков А.С. К ИСТОРИИ ГЛАВНЫХ ВОРОТ ТУЛЬСКОГО АРСЕНАЛА // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 888 - 895. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11487 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11487



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.