'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 2
  4. Научная статья № 124

Просмотры  298 просмотров

Петренко Д.В.

  


РЕФОРМА МВД РОССИИ: КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ДОВЕРИЕ ОБЩЕСТВА К ПОЛИЦИИ ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ *

  


Аннотация:
в статье автором рассмотрена такая категория оценки деятельности полиции как «доверие» и его значение на развитие указанного правоохранительного органа. Отмечено, что основная цель реформы, проводимой в МВД России, является повышение доверия граждан к правоохранительной деятельности уполномоченных субъектов.   

Ключевые слова:
полиция, доверие к правоохранительным органам, реформы МВД   


Огромное количество исследований было проведено представителями самых разных научных течений на тему феномена «доверия» и его влияния на общественные процессы. В разное время этой проблемой занимались и древние мыслители, такие как Конфуций, и классики социологии, психологии, а также представители современного научного сообщества, в том числе политологи и юристы. Анализ этих работ позволяет принять за аксиому тот факт, что от доверия в обществе напрямую зависит вектор его развития, степень удовлетворенности граждан выбранной властью, а также эффективность взаимодействия между гражданским сообществом и государственными институтами. В этой связи наибольший интерес представляет исследование доверия к правоохранительной системе. МВД России, как институт государственной власти в целом, создан для защиты прав и законных интересов граждан, охраны правопорядке внутри страны, а также пресечения и предупреждения любых противоправных деяний. От того, насколько рядовой гражданин доверяет сотруднику органов внутренних дел, зависит отношение к системе в целом, что, в свою очередь может как позитивного, так и негативно отразиться на стабильности внутригосударственного устройства. К сожалению, девяностые годы прошлого столетия наложили значительный отпечаток на формировании образа стража правопорядка в сознании людей. Переход к рыночной экономике отрицательно сказался в первую очередь на материально-техническом обеспечении милиции. На фоне общего скачка уровня благосостояния отдельных слоев общества, уровень жизни сотрудников органов внутренних дел наоборот стремительно падал. Отсутствие должной мотивации повлияло на престиж профессии, отток профессиональных кадров, при этом требования к сотрудникам того времени, с учетом нестабильности в государстве, постоянно повышались. В глазах общественности милиционер отожествлялся с преступником, только по иную сторону закона [3. С. 118]. Очевидно, что в целях деэскалации социального напряжения необходимо было разработать и принять кардинальные меры, направленные на «перезагрузку» отношений межу правоохранительными органами и гражданами. Отправной точкой в разрешении данного вопроса, по праву можно считать издание Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», в который положил начало преобразованию органов внутренних дел. Именно во исполнение данного подзаконного акта был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», выведший на новый уровень правоохранительную систему в России. Данные шаги запустили широкомасштабную реформу правоохранительной системы, закрепив одной из основных целей полиции – обеспечения доверия и поддержки граждан к себе. На сегодняшний день результаты общественных опросов демонстрируют позитивные сдвиги в отношениях между обществом и органами внутренних дел. Да, с одной стороны, большая часть населения нашей страны имеет негативный опыт (как личный, так и опосредованный) общения с представителями правоохранительных органах. Исходя из него многие люди разделяют негативные стереотип о полицейских, считая их по большей части коррупционерами, отстаивающими интересы конкретных лиц или групп. Однако, с другой же стороны, число опрошенных, которые высказали свое мнение о полиции в положительном русле, признавая ее большой вклад в стабильность общества и государства, также значительно велико. Таковой вывод следует из последнего опроса общественного мнения, опубликованного Всероссийским центром изучения общественном мнения (далее – также или «ВЦИОМ»). Однако, несмотря на неоднозначность полученных данных, в целом ВЦИОМ констатировал рост общественного доверия к сотрудникам полиции [2]. Второй год подряд показатель держится на максимальном уровне с начала наблюдений. В 2022 году полицейским доверяли 62% респондентов, в 2023 году — 66%, в том числе каждый пятый (19%) — «с полной уверенностью». Для сравнения: в 2012 году, когда такой опрос проводили впервые, о полном доверии говорили лишь 3% респондентов.В период с 2018 по 2023 год, такая категория как «доверия полиции» показывает стабильный рост, не опускаясь ниже 54%. Если же проанализировать еще более отдаленную ретроспективу, взяв за основу промежуток между 2012 и 2023 годом, то становится очевидным поистине «тектонический» сдвиг в этой области. Так, за десять лет уровень доверия к сотрудникам полиции вырос в 1,7 раза (2012 г. — 35%), а доля определенно доверяющих — в 5 раз, с 3% до 15%.Безусловно, по-прежнему велик процент опрошенных, которые не доверяют правоохранительным органам. На сегодняшний день их число составляет около трети всех респондентов (32%), то есть фактически каждый третий. Однако, этот показатель значительно ниже уровня 2012 года, когда в недоверии к полиции признались более половины всех опрошенных (61%). Таким образом, за время реформы удалось снизить данный показатель практически в двое. Вместе с тем, очевидно, что 100% доверия к полиции добиться невозможно. В первую очередь это связано с психологией личности. Так, например, всегда есть граждане, не признающие свою вину, даже не смотря на очевидность всех обстоятельств. Такие люди, независимо от объективной оценки проходящих событий другими участниками, все равно будут считать себя необоснованно угнетенными или привлеченными к ответственности, а своим права и (или) законные интересы нарушенными [1, С. 22]. На наш взгляд, законодательное закрепление общественного доверия, как одного из ключевых векторов развития, которого должны придерживаться правоохранительные органы, позитивно повлияло на общество в целом, и фактически составляет основу взаимоотношений между гражданским населением и полиции. Вместе с тем данное нормативно-правовое регулирование нельзя назвать достаточным, отвечающим в полной мере современным вызовам. Эффективная модель взаимоотношений между органами внутренних юридически не упорядочена, следовательно, ее формирование остается актуальной задачей, как для науки, так и власти.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Петренко Д.В. РЕФОРМА МВД РОССИИ: КАК ИЗМЕНИЛОСЬ ДОВЕРИЕ ОБЩЕСТВА К ПОЛИЦИИ ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 820 - 824. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11477 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/11477



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.