'
Яковлева Ю.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
Аннотация:
в работе представлен комплекс мероприятий по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников через театрализованную деятельность. Представлены результаты констатирующего и контрольного эксперимента по исследованию интонационной стороны речи дошкольников. Сделан вывод об эффективности театрализованной деятельности в работе по развитию просодического компонента речи старших дошкольников.
Ключевые слова:
интонационная выразительность речи, театрализованная деятельность, старшие дошкольники, темп, ритм, интонация
Способность свободно владеть речью является чрезвычайно значимой в жизни человека. Речь рассматривается, как основное средство общения и коммуникации, а полноценное речевое общение невозможно без эмоциональной окраски. Именно интонация позволяет нам выразить всю гамму эмоций. Долгое время процесс овладения интонацией не подвергался тщательному изучению, так как считалось, что в процессе общения с взрослыми ребенок самостоятельно овладеет необходимыми навыками. Тем не менее, педагоги часто сталкиваются с проблемой монотонной и невыразительной речи у дошкольников. В поисках эффективных средств работы над интонационной выразительностью речи, специалисты все чаще обращаются к возможностям театрализованной деятельности. Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что вопросы организации и методики театрализованной деятельности подробно представлены в работах отечественных педагогов: Л.Фурминой, М.Маханевой, Н.Карпинской и др.Исследования показывают, что дошкольники не играют в театрализованные игры самостоятельно, им требуется направленное руководство педагога. Целью нашей работы стало определение условия для развития интонационной выразительности речи через творческую активность.Мы предположили, что применение средств театрализованной деятельности может оказать положительное влияние на формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников.В результате исследования интонационной стороны речи старших дошкольников, проведенного на базе комбинированного детского сада, по методикам Е.Ф.Архиповой и О.А.Безруковой, показало, что у детей недостаточно сформирована интонационная сторона речи. Это выражается в неточном восприятии пауз между предложениями, в неспособности воспроизведения интонации, в репликах преобладает интонация сообщения, дети затрудняются в переключении с одного типа интонации на другой, затрудняются в воспроизведении тембра и логического ударения. В основу работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности» положена программа Сорокиной Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» и «Кукляндия» А.И.Бурениной, М.И.Родиной. Комплекс мероприятий направлен на формирование мелодико-интонационной стороны речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности. Использование театрализованных игр оказывает положительное влияние на формирование эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения, а также является эффективным средством интонационной выразительности речиВ работе по развитию интонационной выразительности речи рекомендуется использовать упражнения с диалогами-инсценировками, сказками и т. д. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) эффективны различные стихотворные и песенные тексты. Они оказывают воздействие на эмоциональную выразительность речи детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи.По результатам работы было проведено повторное диагностическое исследование данной группы детей по методикам Е.Ф. Архиповой и О.А Безруковой. Результаты исследования показали, что в результате проведенной работы по формированию мелодико-интонационной выразительности речи посредством театрализованной деятельности, показатели имеют значительную положительную динамику: у детей улучшилась мелодико-интонационная выразительность речи, голос стал достаточно модулирован по высоте и силе, в хорошем состоянии ритмичность речи. Дети способны воспринимать и воспроизводить паузы между предложениями, у них сформировались способности воспроизведения заданной интонации, отражающей эмоциональное состояние, стало возможным переключение с одного типа интонации на другой. Задания на воспроизведение вызывают затруднения у некоторых детей, в силу индивидуальных характеристик (стеснительность).Таким образом, можно утверждать, что регулярная, целенаправленная работа по формированию интонационной выразительности речи посредством театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на просодический компонент речи старших дошкольников.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 2
Ссылка для цитирования:
Яковлева Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 2. С. 815 - 819. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/11476 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*